Шедевры (продолжение)
«Сельский вид».
Полотно было написано автором в 1867 году.
Картина написана при использовании масел на холсте.
Размер полотна 65 на 110,7 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея является местом хранения данной работы Саврасова, Москва.
Данная картина по праву считается одной из лучших работ, изображающих русский пейзаж 1860-х годов. Картину «Сельский вид» отличает от других полотен того времени то, что она выполнена с особой сложностью и содержательностью панорамного пространственного решения. «Портретное» сходство в изображении цветущих яблонь на склоне холма, ветхого шалаша, старика-пасечника, склонившегося над дымящимся костром близ колод пчелиных ульев, органично сочетается здесь с захватывающим ощущением необъятности открывающихся взору далей. Некое ощущение роднит эту работу Саврасова с работами другого великого живописца-романтика Александра Иванова. Многим вспоминается его знаменитая «Ветка», а также другие пейзажи автора. Также довольно интересно и цветовое решение картины. Здесь художнику удается в большой мере «освободить» цвет. За счет усиления скрупулезности рисунка деталей, а также эмоциональности.
«Проселок».
Данная картина была написана в 1873 году.
Полотном данной картины является холст, картина выполнена маслом.
Размер полотна составляет 70 на 57 сантиметров. Картина находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Данное полотно Саврасова было передано в дар одному из его друзей. Другом этим оказался Илларион Прянишников. Довольно долгое время картина оставалась в тени и была не показана публике. Впервые картину представили взгляду общественности только на выставке частного собрания в 1893 году. В то время наступала новая пора в современном художестве – молодежь стремилась к импрессионистским исканиям. Картина произвела довольно сильное впечатление на публику. За свою смелость в работе и живописи данное полотно было оценено в одном известном журнале «Артист» как «чуть ли не высшая точка высшей точки в силе поэтической трактовки воздуха у Саврасова». Данное полотно, действительно, отличалось свободой исполнения и «открытой» многообразной фактурой.
Саврасову удалось передать всю красоту живой жизни, но у него она заключалась не только в изменчивых формах облаков, влажной свежести воздуха, намокших неказистых ветлах. Не раз Саврасов повторял, что даже вязкий суглинок размытой дороги, если приглядеться, обнаруживает мягкую переливчатость теплых «медовых» красок. На картине Саврасова тянутся к небу напоенные живительной влагой деревья, сверкает придорожная трава, светятся пробившиеся сквозь пухлые темные тучи лучами солнца дали. Стоит вспомнить слова П.М. Третьякова, который очень любил творчество Саврасова и приобретал множество его картин. Они таковы: «Дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». «Проселок» является одной из тех картин, в которых живопись Саврасова довольно тесно переплетается с творчеством русского пейзажиста - Федора Васильева.
«Радуга».
Картина была написана автором в 1875 году.
Картина написана маслом на холсте. Размер полотно составляет 45,5 на 56,5 сантиметров.
Государственный Русский музей является местом хранения и экспонирования данного полотна, Санкт-Петербург.
Не раз удавалось Саврасову изображать такое чудное и прекрасное состояние природы, явление. Еще с давних времен в радуге виделся глубокий смысл, а в Библии радугу называют «знаком завета Бога с человеком». Саврасов изображает на картине стоящую на пригорке девушку. Здесь же от реки поднимается тропинка с выложенной по склону лесенкой. Художник специально вкладывает в изображение влажного бархата зеленой травы, пробивающегося сквозь тучи солнечного света и нежной, как бы тающей радуги столько любви и поэзии, что обычный деревенский мотив воспринимается как образ, который располагает к духовному восхождению.
Близкими по духу к данному полотну являются еще несколько картин: «У ворот монастыря» (1875) и «Пейзаж с радугой» (1881). Довольно интересно сопоставить «Радугу» Саврасова и другого знаменитого творца Архипа Куинджи. Как ни странно, но Куинджи тоже видел в этом глубокий духовный смысл. Но Куинджи запечатлел радугу, как некую монументальную «арку» в величественном храме природы.
Берёзы. Половодье (А. Саврасов) | Печерский монастырь под Нижним Новгородом (А. Саврасов) | Дворик. Зима (А. Саврасов) |