Главная > О творчестве > Шедевры Саврасова
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

Тел. насос Piusi Kit Batteria - +7(495)532-73-98 .
 


Шедевры Саврасова

1-2

1. «Просёлок»

Просёлок (А. Саврасов)Алексею Саврасову был присущ дар необыкновенно тонко и проникновенно передавать любое состояние природы. Мотив картины «Просёлок» кажется очень простым и незамысловатым.

Мы видим размытую дождём грязную дорогу, скрывающуюся вдали. Виднеющиеся на горизонте поля и старые ветлы, тянущиеся к покрытому облаками небу. Но в этой простой картине таится неуловимая прелесть, а неприглядный вид проникнут тонким очарованием.

Пейзаж, вопреки выбранной ностальгической теме, пробуждает не грусть, а бодрость, радость и торжество.

Кажется что дождь омыл и очистил природу, напоил насыщенными красками и дорожные лужи, и деревья, и полевые травы.

И от этого всё заиграло, осветилось богатством внутренних проявлений. Словно по волшебству солнечные лучи преобразили землю и сделали многоцветной даже дорожную слякоть.

А бледное небо с клубящимися густыми облаками проливает на землю золотистый животворный свет и само этим светом напоено. Саврасов через своё полотно приоткрывает нам поэтичность и даже интимность природных состояний.

2. Зимняя дорога

Зимняя дорога (А. Саврасов)На безыскусной на первый взгляд картине Саврасова изображена даже не зима, а пространство. И не обычная дорога, а даль. Колорит сведён до контраста тёмного и белого. Картина зимней дороги и расстилающегося вокруг неё пространства производят впечатление ненастного зимнего дня. Красок в этом пейзаже совсем немного, но они интересны. Воздушная атмосфера и природа передаётся двумя оттенками коричневого, лиловато красным и жёлтым. А в правой стороне, по-видимому, для фона берёзкам, клубятся чёрно-лиловые облака.

Интересно, что в картине вовсе нет теней. Погода пасмурная – нет синего неба, и снег не отливает синевой. И создаётся впечатление, что эта пасмурность зависла над природой надолго.

Бесконечная дорога тянется между холмов, нигде не заканчиваясь. Вероятно, она идёт в деревню. Хаты виднеются далеко-далеко на заднем плане. А посередине композиции полотна белеют на снегу берёзки, колышущиеся от ветра. Эта картина, как и прочие картины Саврасова, проникнута незамысловатой прелестью чудесного пейзажа природы.

3. Зима

Зима (А. Саврасов)Огромное количество снега, так, что даже тропок не видно. Всё покрыто белым покрывалом. Задубела грязь и исчезла под снежным покровом. Людей не видно – наверное замёрзли и сидят у камельков, спасаясь от холода. Зима ведь русская, не каминно-трубочная английская. Но как и там пьётся чай да самогон.

Зиму Саврасов увидал на закате. А может, наоборот, на рассвете. Свет на картине пасмурный.

Что за картина застыла перед нами, какое состояние природы изображает художник? Явно не снегопад – после него картина выглядела бы иначе. Снегу было бы больше. А Саврасов решил его подрастопить, чтобы показать убогость камышовой крыши на покосившейся хате. Явно, что это хижина бедняков. А может и вовсе нет в доме мужика – некому за крышей ухаживать, некому тын починить, снег сгрести по двору.

Так что первое впечатление пасторальности изображённой картины обманчиво. Вот в окошки чуть ли не насквозь всё видно. Плохо на выселках живётся. Но хата не брошена – кто-то в ней всё же живёт – вон протоптана тропка к избе.

И всё же несмотря на эти не безоблачные мысли, грусти у зрителя не возникает. Благодаря тёплым, словно пронизанным солнечным светом краскам, которые вызывают ощущение светлой радости бытия.

1-2


Печерский монастырь под Нижним Новгородом (А. Саврасов)

Дворик. Зима (А. Саврасов)

Зимняя дорога (А. Саврасов)