В эпоху реформ
Множество художников того времени оказались в тесной связи с естественной средой, лучше сказать – с полями, лесами, реками, морями, березовыми рощами. Они стали дознавателями всей живой жизни бескрайних просторов и полей сельской России. Все эти события отразились и в творчестве Саврасова и в его педагогической деятельности.
В эпоху реформ Саврасов представлял собой уже вполне зрелого, самостоятельно мыслящего, ищущего новые пути художника. Очень жаль, но до нашего времени дошло очень мало работ Саврасова в эту эпоху. Большинство работ были выполнены под Москвой, близ Мазилова и Архангельского. Именно эти работы являются свидетельством того, что Саврасов искал новую меру, приближался к реальному «быту» природы. В это время Саврасов подробно фиксировал формы трав, деревьев, мхов. Он пытался добиться портретной схожести уголков Подмосковья. Но наряду с этим Саврасов не утрачивает своей «теплоты» и поэтичности в картинах.
Ярким примером, можно назвать, картины «Летний пейзаж с дубами», написанный в 1859 году, «Летний пейзаж с мельницей», написанный в этом же году, «Пейзаж с дубами и пастушком», написанный в 1860 году. В настоящее время все эти работы находятся на хранении в Государственной Третьяковской галерее. Критики считают, что особое чувство меры и вкуса молодого художника можно отметить в картине «Пейзаж с рекой и рыбаком», который был написан в 1859 году. Картина экспонируется в Государственном художественном музее в Риге, Латвия. Данное полотно по праву называется одной из лучших в творчестве Саврасова. Также картина является одной из лучших полотен в живописи того времени. Вас поразит мелодичный рисунок, он тонок и богат по цветовому стилю, он полон тишины и проникнут чувством покоя и красоты. По данному полотну чувствуется, как Саврасов и все писатели-реалисты того времени стремились изобразить природу натуральной.
В 1862 году, когда создавали художественное собрание московского Румянцевского и Публичного музея, именно Саврасову доверили заниматься перевозкой картины Александра Иванова «Явление Христа народу», а также отбором ивановских пейзажных этюдов для московской коллекции. Характерными являются и слова Саврасова, которые дошли до нас о том, что основные источники необходимого живописцу «чистого понятия об искусстве» - это «собственное убеждение каждого образованного художника, общие идеи красоты и изучение произведений искусства прошлых эпох или современного со стороны гения художника, его века и духа народа».
В «эпоху реформ» Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Среди друзей Саврасова мы можем увидеть виднейших писателей, художников, искусствоведов и меценатов Москвы, таких как Перова, Василия Пукирева, Александра Борисовского, Михаила Боткина, Павла Третьякова. Все они, как вспоминали современники, очень часто собирались в уютном доме у Саврасова «на чашку чая» и «вели оживленные беседы об искусстве, читали литературные новинки, спорили по вопросам, волновавшим в то время русское общество».
Заметную роль играл Саврасов и в сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы «Обществе любителей художеств» (МОЛХ), должность секретаря при этом обществе занял не только родственник, но и близкий друг Саврасова – искусствовед Карл Герц. В 1862 году Саврасову была предоставлена возможность отправиться на открывшуюся в Лондоне Всемирную выставку и посетить другие европейские страны: Данию, Францию и Швейцарию, на денежные средства МОЛХа. Именно эта поездка и следующая, которая состоялась в 1867 году на Запад, показали широту и значительность эстетических вкусов Саврасова. Также они выявили особенности понимания «идей века» самим Саврасовым. Ему был чужд поверхностный лоск, банальность, штампы в искусстве.
Европейские пейзажи Саврасова, такие как «Вид в Швейцарских Альпах» 1862 года, или «Озеро в горах Швейцарии», 1866 года открыли в Саврасове пристальное внимание к иностранным «образцам». Но в это же время, именно это выгодно отличает работы Саврасова от многих модных в те времена изображений горных ландшафтов. Довольно примечательным является то, что художнику наиболее родственными оказались пейзажисты англичане, а позже французы, такие как Руссо, Коро, Милле. В свое время эти художники также как и Саврасов противопоставляли дух своего искусства красивостям академического пейзажа. Они часто изображали равнины, леса, стога, поля, бедные хижины.
После того, как Cаврасов вернулся к русской природе, он стал еще более живо приглядываться к течению жизни природы. Он изучал природу здесь на родной земле рядом с художниками – жанристами и писателями шестидесятниками. Довольно много и упорно работал Саврасов и в окрестностях своего собственного дома. Он исследовал все с кистью в руках. Он очень любил бывать в Сокольниках, Кунцево, Мазилово, Строгино. Данные картины дают нам в наше время виды некогда живописных, а ныне застроенных районов Москвы. Саврасов работал совместно с Пукиревым над учебником рисования для МУЖВ (издан в 1869 году). Он ввел в него и «подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника, изучающего русский пейзаж».
Если прежде его работы при всей правдивости и достоверности образов оставались все-таки именно «видами», ощущалась известная дистанция между зрителем и изображением, то теперь его задача - сокращение этой дистанции, «подключение» зрителя к пространству картины. Во многих произведениях Саврасова 1860-х годов «читается» множество раздумий художника об исторических судьбах родины, событиях 1812 года.
В других работах он давал волю своему задушевному лиризму, открывая в скромных сюжетах не только чистые и яркие краски. Это вы можете увидеть на картинах: «сельская пасека», «дерево у реки», «избушки на краю деревни». При этом в его графических и живописных работах все более тонким и интонационно богатым становится рисунок, цветовой строй - все более эмоциональным. Именно это и позволяло ему выразить чувство прикосновения к самым сокровенным токам.
К этапным картинам того времени можно со смелостью отнести картину «Пейзаж с избушкой», написанную в 1866 году. В настоящее время картина находится на хранении в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова в Уфе. На первый взгляд мотив, который показывает нам художник на этом полотне, может показаться малопривлекательным для пейзажиста. На картине изображена низкая изба под соломенной кровлей с прилегающим крытым двором. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Мотив довольно простой, некоторые называли его убогим.
Но данная работа настолько человечна, что сразу же в голову приходят слова Чехова о способности Левитана, который является самым любимым учеником Саврасова, написать деревню, «серенькую, жалкую, затерянную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя». Работа настолько человечна, что с ней не сравнится ни одна картина современников.
К лучшим картинам великого художника Саврасова в 1860-е годы можно отнести и «Сельский вид», который был написан в 1867 году. В наше время картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Данная картина отличается от других работ того времени особым богатством пространственного и живописного решения. Именно при работе над этой картиной живописная система Саврасова приобрела новые и весьма важные для дальнейшего его развития качества, такие как особая светоносность и непосредственная эмоциональность цветового строя и фактуры. «Лосиный остров в Сокольниках» является концом поисков Саврасова в 1860-х годах. Картина эта была написана в 1869 году, сейчас картина находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее.
Нижний Новгород | Радуга (Саврасов А.К.) | Старые сосны (Саврасов А.К.) |