Главная > О творчестве
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


Творчество

Сосны. 1880-еСемидесятые годы прошлого столетия можно назвать самыми лучшими в творчестве Саврасова, именно этот период можно назвать его творческим расцветом. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и «Грачами» новое важное знание о жизни и живописи, он создал в это десятилетие множество замечательных пейзажей, заражая своим вдохновением и своих воспитанников по Училищу живописи, ваяния и зодчества.

Множество работ Саврасова этого времени проникнуты именно тем пафосом открытия красоты и поэзии. Этот образно-эмоциональный строй поистине многообразен. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Приветливые многоцветные радуги, омытые дождем, сияющие на солнце, заливные луга, плакучие ивы, склонившиеся у заросших прудов, утренние и вечерние зори, покрытые пушистым инеем, очаровательные зимние леса, скромные деревенские околицы, стаи перелетных птиц над сжатыми полями - это самые любимые темы Саврасова для написания новых полотен. Ведь он так любил природу.

Стоит отметить, что искусству Саврасова присуща своеобразная религиозность. Кстати, появилась эта религиозность не только лишь в картинах с изображением возносящих к небу шатры и главы монастырей, церквей и колоколен. В самих композиционно-образных принципах работ ощущается особая интенсивность его чувства универсальных сил бытия, связи лучшего на земле и в душе человека с небом и льющимся с него светом. Очень часто Саврасов едва ли не в большинстве работ каждый раз по-новому, в неповторимом ключе выдвигал на первый план выразительнейший, но не всегда осознаваемый нами во всей его значительности, художественный образ.

Кажется, как будто бы в картинах Саврасова вся красота весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра, и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде. Это можно заметить на картине Саврасова «Весна», которая была написана в 1870 году. В настоящее время картина находится на хранении в государственной Третьяковской галерее.

И всюду это высокое и низкое, небесное и земное - мотив помогает Саврасову выразить драгоценное чувство единства мира, ощущение поэтической сущности жизни, причастности любого, самого неказистого уголка родных просторов красоте «Божьего творения», всеобщему бытию, глубокому смыслу прекрасной природы.

Радуга. 1875Именно этот замысел отлично был продемонстрирован в шедевре Саврасова «Радуга», который был написан в 1875 году. Запечатлев стоящую на пригорке деревушку, к которой от реки поднимается тропинка с выложенной по склону лесенкой, художник вложил в изображение влажного бархата зеленой травы, пробивающегося сквозь тучи солнечного света и нежной, как бы тающей радуги столько любви и поэзии, что обычный деревенский мотив воспринимается по иному.

Он как образ некоей «лестницы», приглашающей к духовному восхождению, приобщению к светлым силам «Божьего мира». Близка по духовному смыслу и картина «У ворот монастыря», которая была написана Саврасовым в 1875 году. Среди работ Саврасова 1870-х годов есть и глубоко драматические работы.

Появились и такие образы, которые скорбно отразились на размышлениях великого художника о краткости жизни, сиротливом одиночестве любящего сердца. Такова элегическая картина «Могила на Волге», которая была написана в 1874 году. Ныне она хранится в Государственном художественном музее Алтайского края, Барнаул.

Однажды критик Г. Урусов точно характеризовал ее: «Это пейзаж-поэма: тут выражена целая жизнь - и туча, как горе; тепло и свет, как радость и надежда...». Данное произведение постаревшего Саврасова очень любил его самый дорогой ученик - Исаак Левитан. Он писал: «Возьмите ... картину Могила на Волге. Широкая, уходящая вдаль, могучая река с нависшей над ней тучею; впереди одинокий крест и облетевшая березка - вот и все; но в этой простоте целый мир высокой поэзии».

Многие чувствуют близость между этой работой и «монументальной элегией» Левитана «Над вечным покоем», которая была написана Левитаном в 1894 году. Рядом с печальными образами под кистью художника возникают безмятежные, идиллические картины. Так, солнечная радость от майского цветения жизни слышится в звонких и пестрых красках, которыми художник изображает крестьян, затеявших «по вешнему по складу» гулянье на деревенской улице.

Дворик. Зима.1870-еМногие работы великого маэстро Саврасова можно долго рассматривать, это только обогащает ваше впечатление от картины. В полотне можно найти немало любопытных подробностей, которые, отнюдь не мешая общему впечатлению, только обогащают его. Художник с любовью изображает и нехитрые предметы крестьянского быта, и кур, и ворон, сидящих на заборах с развешанным бельем и крынками. Довольно трогательно выглядит интерес художника к жизни крестьян. У Саврасова была необычная способность к передаче малейших оттенков весеннего настроения, вы можете убедиться в этом сами, посмотрев на картину «Дворик. Зима». Картина находится в Третьяковской галерее. В необычно свободной для того времени живописной манере и в то же время очень бережно и точно воссозданы здесь и общее ощущение прелести мягкой, пасмурной предвесенней оттепели, и оживленность птиц, довольно и весело копошащихся на рыхлом повлажневшем снегу среди серых изб и заборчиков.

Стоит заметить, что такое добродушное отношение Саврасова к будничным подробностям элементарно-народного, бесхитростно-наивного быта имеет мало общего со сладкой мещанской сентиментальностью, «квасным» смакованием национальных особенностей русской жизни или потребительским взглядом на природу - вроде чеховского «хорошо бы здесь чайку попить».

У Саврасова можно только поучиться уважению к реальности. У него была симпатия ко всему живому, что только было на земле. Подобная его связь похожа с народным мировосприятием скорее сродни пушкинскому универсализму, позволяющему «внять дольней лозы прозябанье» и с почти детской, доверчивой радостью смотреть, как «бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив», или как «на красных лапках гусь тяжелый, задумав плыть по лону вод, ступает бережно на лед».

Очень жаль, но до наших с вами времен дошло очень мало литературных свидетельств о предпочтениях Саврасова. Но можно и не знать об этом документально, но догадаться, что Саврасов очень любил поэзию, не раз работал в местах, связанных с жизнью и творчеством любимых писателей. В 1870-1880-е годы Саврасову удавалось посещать пушкинские места, он делал там несколько рисунков и картин, на которых изображены окрестности Михайловского и могила поэта.


Ранняя весна. Оттепель (А. Саврасов)

Берёзы. Половодье (А. Саврасов)

Домик в провинции Весна (Саврасов А.К.)