Преподавание
Когда вспоминаешь работы Саврасова, то невольно в голову могут прийти стихотворения Михаила Лермонтова, Алексея Кольцова, Федора Тютчева, Ивана Никитина, Николая Некрасова, Алексея Плещеева, Ивана Сурикова и других поэтов, творчество которых пересекалось с творчеством Саврасова. Очень близка ему была и стихия народной песенности.
Особый отдел в творчестве Саврасова с 1870-х годов могут представить его городские, московские пейзажи. С того времени, когда в округе городской Саврасов рисовал свои работы, архитектура сильно изменилась. Город совершенно изменился, там где раньше было пусто, теперь красуются огромный высокие здания. Рисунки Саврасова теперь представляют собой уникальную страницу отечественного художественного «Москвоведения».
Работы Саврасова в отличие от других живописцев несут в себе поэтическое чувство связи архитектуры древней столицы и природы. В некоторых из этих работ, продолжая традиции Рабуса, Алексей Cаврасов изображал Москву в ночное время. Именно в этот период заканчивается суета, и созерцание старинных храмов вызывает особенно острое ощущение глубины веков, мысли о вечном смысле жизни.
Такова, в частности, замечательная торжественно-сосредоточенная работа «Соборная площадь в Московском Кремле ночью» (1876 год). Совсем недавно данное полотно было выявлено в одной из частных коллекций. Не исключено, что ее создание каким-то образом было связано с подготовкой художника к созданию декораций к опере Михаила Глинки «Жизнь за царя». Работа над данной оперой является единственным известным нам фактом работы Саврасова в театре.
К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина «Сухарева башня», которая была написана в 1872 году. Государственный Исторический музей в Москве является местом хранения данного полотна. Картина была специально написана автором к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной. Запечатлев красно-белую башню на фоне розоватого предвечернего неба со стаями птиц, летящих на ночлег над заснеженными крышами домов и покрытыми инеем деревьями, художник сумел передать ее гармоническую связь с природой и в то же время гордый порыв ввысь. Можно сказать, что за всеми этими работами наблюдали и ученики самого Саврасова.
В эти годы преподавательская деятельность Саврасова была успешна и плодотворна. В то время в училище пришла молодежь, которой оказались особенно близкими лирические устремления и живописные искания их учителя. По сравнению с предыдущим поколением ее менее волновали общественные противоречия.
Именно Саврасов сумел помочь лучшим русским художникам нового поколения обрести себя, увидеть новые горизонты развития искусства, противопоставить «злобе дня» подлинные ценности. Сергей и Константин Коровины, Исаак Левитан, Сергей Светославский, Михаил Нестеров, Архип Куинджи и другие молодые художники, которые поступившие в его мастерскую или работавшие в соседнем классе у Перова, с воодушевлением восприняли призыв Саврасова «идти в природу», наполнять свои произведения отрадным чувством единения с ней.
Стоит отметить, что пейзажная мастерская Саврасова представляла собой «свободнейшее учреждение всей школы». Саврасов не сковывал своих воспитанников суровыми требованиями и дисциплиной. Ученики сильно любили своего учителя и его уроки. Он был человеком с огромной душой с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли «на бога». Так отзывался о Саврасове его ученик Константин Коровин.
Игорь Грабарь так писал о преподавательской деятельности художника: «Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали, не покладая рук, и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом как о событии и уводил с собой молодежь опять туда, в зеленые рощи и поля».
Очень много давали ученикам и беседы учителя, говорившего (как вспоминал Коровин): «Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства... Если нет души, значит - ничего не будет и в живописи - холод и машина - одна ненужная теория... Знайте веру, надежду и любовь - остальное приложится... Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту... Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай - и жизнь тайна, прекрасная тайна. Да, тайна. Прославляйте жизнь. Художник - тот же поэт».
Подводя итоги педагогической деятельности Саврасова, критики писали: «В пейзажной живописи чрезвычайно важно, если картина дает настроение; именно этим качеством отличаются... работы учеников, и в этом состоит лучшая похвала, которую можно сделать нашим молодым пейзажистам».
Просёлок (А. Саврасов) | Зима (А. Саврасов) | Вид на село Покровское-Фили (Саврасов А.К.) |