Главная > О творчестве > Художник природы
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


Художник природы

В начале 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы. Раньше Саврасов работал недалеко от Москвы, но в этот период художник начинает совершать путешествия в провинции. Так Саврасову удалось поехать в Троице-Сергиеву лавру, на Керженец, на Оку, но более всего на Волгу, в Ярославль, под Кострому, в Нижний Новгород, Юрьевец, в Болгары под Казанью и Жигули.

Особенно большое впечатление на Саврасова произвели волжские просторы. Некоторые его картины, которые были написаны на Волге, имеют действительно довольно масштабный характер. Первыми стоит упомянуть полотна 1870-1871-х годов. На данных полотнах великая река предстает так же, как и в народных песнях и в творчестве многих русских писателей и поэтов в роли «убогой и обильной, забитой и всесильной» Руси. В одной из этих картин перед нами предстают просторы полноводной реки, заволжские дали.

Складывается впечатление, как будто бы Саврасов посмотрел на них с высоты птичьего полета. Картина призывает каждого зрителя проникнуться вольным духом, чувством полноты жизненных сил. Стоит обратить свое внимание и на другие картины, которые были написаны Саврасовым в этот период его творчества, такие как «Разлив Волги под Ярославлем», «Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом». Картины находятся на хранении в Третьяковской галерее и в Нижегородском художественном государственном музее.

В иных картинах красота природы омрачается неизбывной памятью о рабской доле народа, и в «музыке» работ Саврасова слышится протяжный стон бурлацкой ватаги, тянущей барку. Серию этих работ можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. Особенно масштабной можно назвать картину, которая была начала Саврасовым в 1870 году под Юрьевцем. Именно за эту картину молодой художник получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Довольно часто известные критики описывали своим друзьям работу Саврасова, которая в наше время находится в частной коллекции во Франции. Они писали, что картина довольно больших размеров, колорит картины дождливый, лишь бесконечная зыбь матушки – кормилицы Волги, облачное небо, куча бурлаков, баржа. Картина не веселая, но довольно характерная. Интересно узнать, что при подготовке этой картины, которая была написана за два года до известной картины Репина «Бурлаки на Волге» Саврасов пользовался помощью Перова. В свою очередь Саврасов не редко помогал ему советами, а иногда даже кистью. Например, в картинах «Птицелов» (1870 год) и «Охотники на привале» (1871 год).

С Поволжьем было связано создание главной картины Саврасова «Грачи прилетели». Сейчас картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. В конце 1870 года Саврасов был очень удовлетворен поездкой на Волгу. Вскоре Саврасов получил заказ, современники говорят, что заказ был сделан Третьяковым.

Заказ был таков, Саврасову необходимо было сделать множество «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге». Для этого молодой художник берет отпуск и вместе с семьей уезжает на волгу в Ярославль. Семья Саврасова снимает большую квартиру и ведет спокойный и тихий образ жизни в старинном живописном приволжском городе. Вскоре приподнятое настроение духа, в котором прибывал художник и о котором часто рассказывал Герцу и Третьякову, было забыто.

В семье Саврасова умерла новорожденная дочь, это был уже третий ребенок в семье живописца, который умер. Еще и жена тяжело заболела. О глубине горестных переживаний живописца свидетельствуют исполненные им в это время на ярославском кладбище изображения могилы дочери. И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания «врачующего простора», красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, рядом с душевной болью живописца появляются подготовительные эскизы к полотну «Грачи прилетели».

Первый биограф Саврасова А. Соломонов писал о творческом экстазе, который охватил художника в пору работы над картиной. Весеннее настроение художника отразилось и в этюдах к задуманной картине. У Саврасова была необходимость в масштабности замысла, потребность в натурных впечатлениях.

Некоторые факторы жизни Саврасова обусловили продолжение работы в «глубинке» и поездку в расположенное в шестидесяти верстах от Костромы село Молвитино. Саврасову казалось, что именно здесь он сможет наблюдать за более поздним, замедленным приходом весны. Именно здесь и были сделаны новые этюды и эскизы. Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» была представлена широкой публике на первой выставке «Товарищества художественных передвижных выставок». Саврасов стал одним из учредителей и членом правления этого общества.

Искомое художником единство рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере. Не случайно изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто совершенно новое, как откровение.

Стоит отметить, что в творчестве русских художников-реалистов, а также и передвижников тема родной природы занимала важное место. О них не раз говорил близкий друг Саврасова пейзажист Александр Киселев: «отважной горсти людей, сумевшей сберечь человеческий образ и человеческое отношение к своему делу среди безбрежного моря чиновно-звериного государства». Не только собственно пейзажи, но и исторические картины и портреты нередко несли в себе боль о разладе между красотой русской земли и горем, которым она полнится, утверждали образы людей, способных слиться с природой, почувствовать себя «частицей восторга и блаженства земного».

В начале 1870-х годов начали появляться полотна замечательных пейзажистов-реалистов «лесного богатыря» Ивана Шишкина, импульсивного Федора Васильева, внимательного Михаила Клодта, талантливого ученика Рабуса и Саврасова Льва Каменева, молодого «светописца» Архипа Куинджи. И все-таки Иван Николаевич Крамской, который являлся лидером передвижников и был одним из глубочайших ценителей русского искусства, в одном и своих писем написал, что на первое место он ставит именно Саврасова. Он отмечал, что в работах других молодых художников есть «деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в Грачах».

Он выделял в Саврасове именно его душу. Ему нравилась живопись тех, у кого можно было найти сплетение тех «душевных нервов, которые чутки к шуму и музыке в природе, ... струны, которая могла бы обращаться в песню». По праву можно сказать. Что работам Саврасова была присуща особенная музыкальность. Для того, чтобы понять его творчество, необходимо было вглядеться в изображения ветвей деревьев.

Стоит лишь посмотреть не ветки, которые тянутся к небу, или которые плавно застыли. Кажется иногда, что, глядя на картины Саврасова, вы можете услышать весенний гомон птиц. Дело обстоит не только в том, что картины Саврасова сами по себе вызывают у нас определенные звуки и ассоциации.

Высочайшим мастерством Саврасова можно считать тонкие цветовые отношения, чистую мелодику рисунка, богатство фактуры. Именно это помогает великому живописцу запечатлеть самый момент включения своего духовного мира в гармоничный строй. Саврасову удается бодро и жизнеутверждающе или с грустным чувством воссоздать переживание души человеческой и души природы. Саврасов делает это при помощи оттенков цвета травы, тона неба, мыслей и чувств. Вы сразу понимаете, что человек ощущает свою причастность к силам природы.

Данные качества живописи Саврасова не раз сравнивали со многими известными образцами пейзажной лирики великих русских мастеров, таких как Михаила Глинки, Петра Чайковского. Чего стоит тот же Борис Асафьев, который является известным советским композитором и знатоком живописи. Именно он отмечал у Саврасова небывалый раньше в русской живописи подход к природе.


Нижний Новгород

Радуга (Саврасов А.К.)

Рожь