Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

Тв россия 1 канал www.yaom.ru
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Канон


(от греческого kanon - правило, мерило)

Канон 1) Неизменная, консервативная, традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.

2) В искусстве - нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху. Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека. По определению профессора А.Ф. Лосева, канон — это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.

3) В музыке каноном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени после её начала. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой, а голоса, вступающие позже, — риспостами (иногда можно встретить латинские обозначения dux — «вождь» и comes — «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, «Братец Яков») — простые. До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временная разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.

Начало простого четырехголосного канона (ноты)4) Жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Также канон читается на молебнах. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4-6 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех- и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные — это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Когда канон читается на утрени, то между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. После заключительного тропаря канона поётся катавасия — ирмоса канона, определяемого Уставом в зависимости от дня. Чаще всего в течение года поётся в качестве катавасии ирмоса «Отверзу уста моя» канона Благовещения.

Игра на канонеВ византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон. В славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. Как жанр канон появился в середине VII века. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

5) Восточный струнный музыкальный инструмент, имеющий форму трапециевидной цитры, в основном для сопровождения традиционной музыки основанной на мугаме. Получил распространение во всех странах Востока. Канон вероятно происходит от древнеегипетской арфы, и является родственным инструментом с гуслями, цимбалой и цитрой. Впервые упоминается в арабских источниках X века.

Канон представляет собой плоский деревянный ящик прямоугольной трапециевидной формы. Нижняя и боковые его стороны изготавливаются из берёзы, ореха, абрикоса и других твёрдых пород дерева. Турецкий канон имеет 26 струн. Размеры турецкого канона обычно от 95 до 100 см. длиной, 38-40 см. и шириной 4-6 см. Звук извлекается плектром. Армянский канон имеет 24 тройных струны, протянутых по ряду металлических рычагов, которые изменяют подачу верениц. Мост опирается на узкую полосу кожи, которая создает резонансный и ударный звук.


Канон церковного пения
Канон церковного
пения.

Армянский канон
Армянский
канон.

Икона по византийскому канону
Икона по
византийскому
канону.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я