Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

http://cantra.ru/ накидки и чехлы из меха на сиденья автомобиля.
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Митра


(по-гречески mitra - "пояс, повязка")

Греческая митра (1715 год) 1) В православной и католической церквях - позолоченный и украшенный вышивкой, драгоценными камнями и религиозными эмблемами головной убор, надеваемый при полном облачении (преимущественно на время богослужения) представителями высшего духовенства (папой, епископами и др.) и некоторыми заслуженными священниками.

Православие.

Митру носят архиереи, архимандриты, а также священники, которым право ношения митры дается в качестве награждения (священники, награждённые правом ношения митры, называются митрофорными); головной убор формы, близкой к сферической. Иногда на митре по бокам помещаются маленькие иконы — Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху — Троицы или серафима. Однако, существуют протоиерейские и архимандричьи митры и без икон. До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов. В современной практике Русской православной церкви архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом. В некоторых Поместных православных церквах митру с крестом имеет право носить только предстоятель церкви. Начальник Иерусалимской духовной миссии в сане архимандрита также носит митру с крестом.

Католицизм.

В латинском обряде Католической церкви митра (инфула) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего католического клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского. В соответствии с нормами права латинской церкви, митры могут носить только епископы либо священники-прелаты, обладающие подлинной юрисдикцией (от латинского vera iurisdictio). Греко-католические иерархи, архимандриты, протоархимандриты и митрофорные протоиереи носят митры по форме такие же, как и употребляющиеся в православной церкви.

Архиерейская митраСначала это была конусообразная, остроконечная шапка из мягкой ткани с двумя ниспадавшими лентами, в которой со временем образовалось углубление спереди назад, т.ч. получились два выступа, преобразованные в дальнейшем в стоящие вертикально и суживающиеся кверху рога. На монетах раннего средневековья с изображенными на них епископами анфас митры предстает в виде двойной шапки с лентами по сторонам. К середине 12 в. стало обычаем носить митру так, чтобы рога приходились не над висками, а над лбом и затылком. В соответствии с этим изменилось и изображение митры на монетах духовных правителей.

Мирту также носит высший священнослужитель в иудаизме и в митраизме.

2) В древневосточных религиях - один из главных индоиранских богов, воплощающий доброжелательную по отношению к человеку сторону божественной сущности. Митра — бог дневного света, податель жизни; в своей специфической функции — гарант установленных или обусловленных отношений в мире и обществе, бог договора (от индоиранского «митра» — договор). Бог дружбы, защитник истин. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу. У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою.


Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь солнцем, создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы. Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные. Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы.

Митра, убивающий быка (эпоха Римской Империи)Так как культ Митры допускал участие в нем только мужчин, религиозные обряды, в том числе инициационные, производились в пещерах или в специально выкопанных подвалах. Считалось, что Митра соперничает с богом Солнца, однако позже его самого стали отождествлять с Солнцем. Изображали Митру обычно вместе с жертвенным быком, которого, по преданию, он победил как воплощение зла, созданного Ормуздом.

Митраизм.

В последние века до н.э. возникла особая религия с культом Митры — митраизм, получившая распространение в эллинистическом мире, с I в. н.э. — в Риме, со II в. — по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ-митреумов (вблизи римских лагерных стоянок). Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.

Из-за своего восточного происхождения культ Митры часто связывался с астрологией. В то же время считалось, что Митра - это спаситель, указующий людям путь к вечной жизни, и поэтому культ Митры составлял серьезную конкуренцию христианству. Не случайно поэтому день рождения Митры - 25 декабря - стал днем рождения Христа. Впервые в римской литературе о культе Митры упоминает Стаций в первой книге "Фиваиды", однако греки знали о персидском боге Митре уже по крайней мере со времен Геродота, подтверждение тому - распространенное имя Митридат.

Католическая митра
Католическая митра.

Митра убивает быка (Римский рельеф III века)
Сцена тауроктонии
(Митра убивает быка).
Римский рельеф III века.

Митра Патриарха Никона (17 век)
Митра Патриарха
Никона. 17 век.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я