Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

Обработка детали на стаке с чпу программа. Токарный станок с чпу "гемма-3д".
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Абсида


(от греческого апсидос - свод, арка, дуга)

АбсидаОдна из архитектурных форм. Прямоугольная, гранёная или полукруглая ниша, которая расширяет пространство помещения, перекрытая сводом или конхой. Основная функция абсиды в христианском храме - завершение пространства алтаря, где расположен синтрон, горнее место, епископский трон.

В архитектуре христианства ранней эпохи Средневековья абсидой называлась сводчатая ниша алтаря - полукруглой или многоугольной формы. Она представляла собой отдельную архитектурную часть под собственной крышей, - украшение алтарей церквей, возведённых в романском стиле. Для абсид немецко-романских церквей характерны малые боковые, а также кресты на восточной стороне. Абсида возводилась по подобию древнегреческой языческой базилики, в которой ниша трибунала, с характерным куполом в виде полусферы составляла окончание корабля. В латыни Средневековья апсида именовалась словом конха (concha) - раковина, так как по форме её свод был похож на раковину.

В древнеримских базиликах в абсиде находилось место судьи. В Афинах трон главного архонта располагался в абсиде в конце среднего нефа базилики, где проходили заседания.

В первых христианских церквях в центре абсиды, завершающей неф, располагался алтарь — стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. У стены абсиды ставилось кресло епископа, по обе стороны от которого отводились места для высшего духовенства. В христианских храмах абсиды обычно располагались с восточной стороны, но были и двусторонне ориентированные церковные постройки с двумя абсидами — на востоке и на западе.

Купола в буддизме, исламе и христианских храмах означают купол неба, который над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство. Также под абсидой понимается часть пространства внутри здания - перекрытая конхой ниша (напоминающим раковину полукуполом). В христианских храмах абсида — алтарный выступ, ориентированный на восток, хотя раннероманские базилики в Германии имели абсиду с восточной и западной сторон. Алтарная абсида, символизирующая, как алтарь, горний мир, имеет важное значение в отправлении христианского культа. Храм обычно имеет несчетное число абсид, связанное с числом нефов.

Храм Гроба Господня (Иерусалим)Есть два варианта алтарных абсид, происходящих из позднеантичной архитектуры: выступающая наружу, полукруглая (римская церковь Петра апостола) и форма, присущая сирийским памятникам - не выдающаяся наружу, размещенная между пастофориями и полукруглая изнутри (как в иерусалимском храме Гроба Господня и в церкви Умножения Хлебов и Рыб в Эйн-Ха-Шиве (Эт-Табге)). Один из вариантов мог заменяться выступом, прямоугольным изнутри и снаружи, как в церкви Санти-Феличе э Фортунато в Винченце. Другой - тремя помещениями, прямоугольными изнутри и закрытыми с внешней стороны стеной алтаря, как в ряде построек в Сирии и в церкви в Дар-Ките.

Центральный неф храма также может завершаться абсидой, также как и остальные нефы храма и восточные пастофории, а также центраьный западный неф (раннероманские и каролингские германские базилики, которые имеют на западе дополнительные алтари). Заканчиваться абсидой может и южный, и северный трансепт (кутаиский собор девятого века, афонские памятники, вторая вифлиемская церковь Рождества, шестой век), или и то и другое, как в Сен-Жермен-де-Пре, девятый век или Эчмиадзин, пятый век). Интересно, что в данных постройках роль абсид не всегда ясна.

Пристального внимания заслуживают три нефа, завершённых абсидой, в главной церкви монастыря преподобного Симеона Столпника Старшего неподалёку от Антиохии, пятый век. В сочетании с пастофориями или без них данное завершение трансформировалось в трехчастное трехабсидное алтарное пространство, с диаконником и жертвенником. Такая разновидность абсид характерна для Древней Руси и для всей восточнохристианской традиции.

В христианском храме наружу выступающая абсида может иметь наружную прямоугольную, полукруглую, многогранную или трех-, пятигранную форму. Может декорироваться аркатурой на круглых приставленных колонках, как в Северной Италии или Сирии, или на полуколонках, как на Руси, на Закавказье. В экстерьере может иметь трехгранную форму (характерно для Закавказья), благодаря нишам по её сторонам и быть скрытой вместе с пастофориями стеной алтаря.


Цевковь св. Иоанна Предтечи на Опоках
Церковь св. Иоанна Предтечи
на Опоках.

Апсиды церкви Покрова
Апсиды
церкви Покрова.

Храм со стороны апсид
Храм со стороны апсид.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я