Главная > Жизнеописание > Трагедия
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


Трагедия

А. К. Саврасов. 1878К концу 1870-х годов творчество художника пошло на спад. У Саврасова наметился некий кризис, он стал вовсе реже выставляться. Саврасов стал больше болеть, а также зрение совсем ухудшилось. Вскоре треснула, а затем и окончательно распалась семейная жизнь, которая раньше казалась счастливой.

Сказалась, очевидно, душевная усталость впечатлительного художника, болезненно ощущавшего разрыв между поэтическими стремлениями и действительностью, так часто тягостной. Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками.

Стоит заметить, что даже Владимир Стасов нашел и разглядел в картине «Грачи прилетели» «холод, зиму, мутный белый блеск». Драматизм внутренней жизни самого Саврасова был передан в одном из портретов Перова, где он изобразил Алексея Кондратьевича. Портрет был написан в 1878 году. Исполненный в горячей коричневой гамме с глубокими тенями, портрет позволяет почувствовать и физическую мощь пейзажиста, и незащищенность, ранимость его чуткой души.

После 1882 года трагические обстоятельства вовсе усложнились. После смерти Перова, который прикрывал Саврасова перед начальством, он был выгнан из училища и лишен казенной квартиры. Саврасов совсем оказался лишен художественной жизни. Дочь художника, Вера Алексеевна, вспоминала: «Отец не хотел учить меня рисовать или лепить, находя, что художники обречены на полуголодное существование, даже имея талант. Этот взгляд оправдался на нем самом».

В последние годы своей жизни Саврасов просто изнемог. В то время не было у него и со стороны семьи крепкой моральной поддержки. Он каждый день старался забыться от жизненных невзгод. Вскоре Саврасов начал пить. Именно это и разрушило его семью, его талант, его самого. Сохранилось немало свидетельств постепенного превращения самого интеллигентного великого живописца в безвольного алкоголика, который отдавал свои работы, написанные нетрезвой рукой за стакан водки. Оказавшись одиноким и практически исключенным из культурной жизни, Саврасов, по воспоминаниям Коровина, воспринимал действительность как «ярмарку», «темный страшный подвал».

В последние годы своей жизни Саврасов сблизился с писателем Николаем Успенским, который ранее считался одним из талантливейших «шестидесятников», а позже превратился в бездомного бродягу и покончил с собой. К началу 1890-х годов Саврасов сменил множество домов. Он жил в самых дешевых меблированных комнатах, гостиницах и чуть ли не в трущобах.

Вскоре у Саврасова появилась новая гражданская жена, Евдокия Михайловна Моргунова, дети. Семья все время голодала. Старые друзья, в частности Третьяков, старались помочь художнику, но без особых результатов. Знавшие Саврасова ранее люди, встречая его на улице мрачного, преждевременно состарившегося, опустившегося и оборванного, поражались и не узнавали когда-то великого художника. Как писал в «Москве и «москвичах» Владимир Гиляровский, называя Саврасова «библейским пророком».

В 1894 году архитектор Александр Померанцев, также потрясенный случайной встречей с Саврасовым, писал в докладной записке в Академию художеств: «Достигнув преклонного возраста, этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям... Он за последние годы попал в руки некого, эксплуатирующего его талант торговца, который, продавая его картины по дорогой цене, сам оплачивает их грошами, постоянно держа художника в состоянии задолженности... Картины.., проданные за несколько сот рублей, были оплачены ему несколькими десятками рублей, что известно и самому художнику, и на что он даже и не жалуется, по-видимому, почти примирившись со своей тяжелой долей».

Многие все же преувеличивают степень падения художника. Тот же Померанцев свидетельствовал: «При всем том, ознакомившись с последними работами А.К. Саврасова, ... я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти ... бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи; то же должен сказать и о виденных мною его рисунках». В конце своего жизненного пути Саврасов не утратил своего прекрасного чувства, он так и остался человеком, который был чуток к природе.

Конечно же, не стоит отрицать, что в жизни Саврасова были работы на скорую руку, которые были написаны лишь для заработка. К тому же на общем уровне его творчества негативно сказалось ухудшение зрения. В 1889 году по его собственным словам, он уже не видел иногда даже форму предмета.

Но все – таки да в конце своих дней ему удавалось создавать великие шедевры. Часто - это вариации на темы, уже встречавшиеся в его творчестве, особенно любимые художником весенние мотивы. Правда, окрашены картины чаще всего были в темные тона.

Пейзаж. Село Волынское. 1887«На берегах разлившихся рек зловещим диссонансом возникают чадящие фабрики, словно «отрезающие» дымом землю от неба» - такими словами можно охарактеризовать картину «Пейзаж. Село Волынское», которая была написана в 1887 году. В настоящее время картина хранится в государственной Третьяковской галерее. «Порой тревожно и беспокойно вглядывается художник и в волнистые переливы золотой ржи, над которыми собираются черные тучи» - это мы можем увидеть в картине «Рожь», в 1882 году. Но есть в поздних работах автора и позитивные полотна, которые опять показывают нам Саврасова, как поэта, который не утратил способность всей душой предаваться радости «весны света», обновления природы. В последние годы жизни Саврасов, прекрасный рисовальщик, особенно много и успешно работал в графике. В 1894 году был издан альбом рисунков, приуроченный к пятидесятилетию творческой жизни художника. В этом Саврасову помогли его друзья.

Графические работы этого периода отличают особая, необычная, опережающая время раскованность и смелость использования самых выразительных средств, обращение к новым для художника техникам. В этих работах передано состояние природы, переживания самого автора.

Очень выразителен последний фотопортрет Саврасова, который сделал его зять, один из самых лучших фотографов-профессионалов Петр Петрович Павлов. Этот портрет заставляет каждого, кто на него взглянул, остро ощутить трагизм судьбы живописца, превратившегося в измученного, полуопустившегося старика, но который старается хранить в себе силу духа.

В основе творчества лучших русских художников конца XIX века в противовес и вопреки сумеречной действительности лежало утверждение отрадного чувства единства с красотой родной природы, воплощению которого посвятил свою жизнь мастер.

Осенью 1897 года Саврасов умер. Исаак Левитан, любимый ученик Саврасова опубликовал в газете такую записку: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов... С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».


Весенний вечер. Ольха цветет (А. Саврасов)

Просёлок (А. Саврасов)

Сельский пейзаж (Саврасов А.К.)