1-2
4. «Берёзы. Половодье», «Весенний вечер. Ольха цветёт», «Ранняя весна. Оттепель»
Пейзаж Саврасова недаром называют лирическим. Вот что сам Саврасов говорил о том, как пришёл к тематике и особенностям своего творчества: «Нет у России своего выразителя, - говорил Саврасов. - Стыдимся мы еще родины, как я с малолетства стыдился своей бабки-побирушки.
Тихая была старушенция, всё моргала красными глазками, а когда померла, оставила мне икону Сергия Радонежского.
Сказала мне напоследок: "Вот, внучек, учись так-то писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты".
А на иконе были изображены травы и цветы - самые наши простые цветы, что растут по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником. Вот какая оказалась хитрая бабка!
Я в то время писал акварели на продажу, носил их на Трубу мелким барышникам.
Что писал - совестно припомнить. Пышные дворцы с башнями и пруды с розовыми лебедями. Чепуха и срам. С юности и до старинных лет приходилось мне писать совсем не то, к чему лежала душа… Сколько я написал видов Петергофа и Ораниенбаума - не сосчитать, не перечислить.
Мы, нищие, благоговели перед великолепием. Мечты создателей этих дворцов и садов приводили нас в трепет. Куда нам после этого было заметить и полюбить мокрые наши поля, косые избы, перелески да низенькое небо. Куда нам!.. Работает же во Франции замечательный мастер Коро.
Смог же он найти прелесть в туманах и серых небесах, в пустынных водах. И какую прелесть! А мы... Слепые мы, что ли, глаз у нас не радуется свету. Филины мы, филины ночные. Куриная слепота, чепуха и срам!» (Из монографии Константина Паустовского)».
Картины Саврасова отличаются тончайшим лиризмом. Они подобны стихам или музыкальным пьесам Чайковского.
В весенних пейзажах автора мы видим пробуждение природы, когда воздух становится теплее и во всём ощущается весенний аромат.
Живописец изображает красоту русской природы, и всё в его картинах, даже бедные сельские хижины, напоены вибрирующе тонким весенним светом.
Саврасовская весна отличается удивительной задушевностью и теплотой пейзажного образа, тонкостью и мягкостью живописного решения. Эти картины погружают нас в мир сложных чувств и переживаний, открывают тихую прелесть ранней весны.
Левитан так говорил о творчестве Саврасова, который был его учителем: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
5. Печерский монастырь под Нижним Новгородом
В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с семьёй приезжает на Волгу. Художник побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, в Юрьевце. Полотно «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» - это его первый волжский пейзаж и одна из самых больших его картин.
Саврасов очарован необъятными просторами волжской природы, её величавой торжественностью, неразрывной связью с человеческой жизнью. В широкую пейзажную панораму так естественно включены дома, зеленеющие луга, слободки с садами, песчаные отмели, синие лагуны.
И над всем этим возвышается белокаменный монастырь. Природа и человек объединены в этой композиции в одно целое.
Сергей Есенин.
1916.
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь -
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя
За погибшую душу мою.
1-2
Украинский пейзаж (Саврасов А.К.) | Привал обоза чумаков в степи (Саврасов А.К.) | Верхний пруд в Кузьминках |