Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Доличное письмо


(иконопись)

Иконопись (рабочий процесс)В русской иконе предшествующее исполнению живописи лица и открытых частей тела (личное письмо) изображение пейзажа, архитектурных и бытийных аксессуаров, одежды и т.д. Мастер, пишущий эти элементы иконы, именуется доличником или платечником. Часто процесс доличного письма распределялся между несколькими иконописцами (одни писали фон, другие — одежду и так далее).

Техника доличного письма Новгородской иконописной школы 15 века.

В первую очередь выполнялся рисунок на левкасо-меловом грунте доски карандашом. Потом его контуры и складки одежды прографлялись (процарапывались) графьей. Это делалось для того, чтобы после наложения красок был виден легкий след рисунка. Затем начиналась роскрышь. Иконы в новгородском стиле писались в большинстве случаев на светло-желтых фонах. В первую очередь прокрывался фон, а иногда он оставался в тоне грунта. Грунт, после наложения на него олифы, принимал приятный светло-желтый тон слоновой кости. По левкасно-меловому грунту не требовалось никакой подготовки (лишь иногда фоны золотились). Роскрышь производилась прямо по грунту, на котором краски ложатся очень хорошо, прозрачно и воздушно. После роскрыши фона раскрывались элементы пейзажа, горы, деревья, вода, постройки, одежда фигур, санкирь их голов. Роскрышь производили с соблюдением особенностей плавей новгородского стиля, добиваясь мягкости силуэтов, прозрачности тонов, их общей спокойной гаммы и гармоничного сочетания ярких тонов.

Далее шла роспись темными красками всех элементов композиции, также с учетом традиций новгородского письма: оконтуровка гор, их уступов, лещадок, завитков на вершинах и кавычек; оконтуровка деревьев, их веерообразных листьев и стволов. Воду расписывали редкими плавными линиями так, чтобы между ними могли помещаться две светлые линии, которые должны образовывать формы волн. Роспись построек начиналась с контуров и заканчивалась их орнаментальным украшением.

Икона Божией Матери УмилениеРоспись одежд производилась по чуть заметным линиям графьи, которые были прографлены на грунте, по рисунку. Но в росписи и роскрыши все изображения еще оставались плоскостными, а в живописи новгородского стиля имеется условный объем. Для того, чтобы выявить этот объем, делалась подплавка теневых частей одежды между линиями складок и нередко отплавлялась теневая половина фигуры человека в несколько другом тоне, темнее роскрыши. На горах отплавлялись теневые стороны и уступы, на деревьях – концы листьев, на постройках – входы, окна, профили и впадины их орнаментальных украшений. Все эти приплавки наносились легко и прозрачно.

Потом шла окончательная отделка. На одежды фигур наносился пробел, а на некоторых делался орнамент. Наносились кремешки на горах, на деревьях – листочки, на стволах делалась инокопь, на постройках – орнаментальные украшения. Окончательной отделкой так же, как и приплавкой, преследовалась цель условного выявления объема. Пробел краской наносили в три тона на одежды фигур, подчеркивая складки на груди, плечах, рукавах, животе, коленях и на развивающихся частях одежды. (Пробел – группа штрихов с наложением местами широких пятен (силки), от которых и шли штрихи по формам тела, образуя складки одежды.)

Пробел накладывался первым тоном несколько светлее роскрыши и широкими силками и штрихами – вторым тоном, светлее первого. А третий тон, еще светлее (оживка), накладывался одной линией и кавычками, которые подчеркивали пробел и придавали законченность одежде фигуры. Другой вид пробелов – инокопь, назначение то же, что и пробелов красками. Но этот пробел в большинстве случаев делался твореным золотом или золотился на асист.

Пробел инокопью делался на тех же местах фигур, но в один тон золота. Так же наносились силки, а от них шли штрихи по форме тела, образуя складки одежды. Они всегда делались строго ровными, на одинаковом расстоянии друг от друга и одинаковой толщины, начало их от силки утолщенное, а концы их сходили на нет. Штрихи инокопи делались без изгибов, прямыми линиями. Этот пробел чаще всего применялся на латах воинов, на их шлемах, щитах, в украшении одежд, сапог, в крыльях ангелов, в украшении крыш, построек и других элементов изображения. Некоторые наиболее нарядные одежды украшались орнаментом (парчой). В большинстве случаев орнамент делался краской, а контур его отводился твореным золотом.

Пророки Даниил, Давид и Соломон (Новгородская иконопись 15 в.)Все другие элементы живописи отделывались по тому же принципу, что и одежда фигур. На горах наносились условные кремешки, они делались в три тона, по форме прямоугольника, квадрата, треугольника и завитков. Первый тон несколько светлее роскрыши, второй тон светлее первого, и этим тоном кремешки делались несколько уже, чем первым. Третьим тоном, более светлым, делалась оживка в виде лентообразной линии, завитков и кавычек. Деревья изображались условными листочками в виде треугольничков и инокопью так же, как было описано раньше, в три тона: первый тон – слабо, второй – сильнее, третья оживка более светлая, а иногда листва и стволы деревьев делались золотом.

На постройках обводились окна, входы, выступы и орнаментальные украшения в три тона: первым слабым тоном – широкими линиями, вторым тоном – менее широкими линиями, а третьим тоном, более светлым, делались оживки тонкими линиями. Вода, ее волны проплавлялись первым слабым тоном широкими линиями, вторым тоном из широкой линии проводились две тонкие линии, а третьим, более светлым, тоном на круглых поворотах и завитках делалась оживка. По такому же принципу выполнялись и другие элементы композиции. Вся описанная работа проводилась мастером доличного письма. В таком состоянии икона передавалась мастеру-личнику для окончательного завершения голов, рук и других обнаженных частей тела.

Чудо Георгия о змие (16 век)
Чудо Георгия о змие.
Новгородская икона.
16 век.

Процесс написания иконы
Процесс написания иконы.

Успение (после реставрации)
Успение.
После реставрации
А. Ивониной.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я