Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Мастихин


(по-итальянски mestichino)

Виды мастихинов Тонкая упругая стальная (реже роговая) пластинка в виде лопаточки или ножа с изогнутой ручкой. Мастихин используется в основном в масляной живописи, чтобы убирать краски с определённых участков картины, специального перетирания красок, зачистки палитры, нанесения грунта. Иногда мастихин пользуются вместо кисти для нанесения краски ровным тонким слоем или рельефным мазком. Предназначены для работы масляными, акриловыми, темперными красками в технике пастозной живописи, а также для очистки красок с палитры.

В живописных произведениях искусства наряду с замыслом художника зачастую привлекает и техника исполнения этого произведения. В одних картинах мы видим сочные виноградные грозди, прорисованные с такой точностью, что кажется, будто они реальные (это все из-за тончайшей кисточки для лессировки). В других работах, на первый взгляд, трудно различимые очертания пейзажа, спрятанные в беспорядочных грубых мазках многообразной цветовой палитры (здесь потрудилась жесткая плоская кисть). И тут вашему вниманию предстала интересная композиция из полевых цветов – каждый лепесточек словно хочет выйти из плоского пространства холста и в целом картина оживает за счет фактуры красок, нанесенных неровными, легкими движениями рук мастера, сжимающего вместо кисти стальную лопаточку с заостренным концом – мастихин.

Мастихины или лопатки из тонкой стали различных размеров и форм появились достаточно давно. Но наибольшего расцвета приёмы работы с этим инструментом достигли в двадцатом веке, когда масляная живопись раздвинула свои горизонты и вышла за рамки фотографической «похожести», возникли различные стили и направления в изобразительном искусстве.

Первоочередное назначение мастихина – это растирание красок, разбавление или смешивание их на палитре. Но живая мысль творческого человека сделала мастихин потрясающим художественным инструментом, главное научится им виртуозно владеть. Мастихин, как никакой другой инструмент, позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрыть цвета и их сочетания, создать красивую и сложную фактуру краски на поверхности картины, что позволяет моделировать объём изображаемых образов и предметов, даёт большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.

МастихиныКачество мастихинов, предлагаемых крупными европейскими производителями, примерно одинаково. Главное на что нужно обращать внимание при выборе инструмента - это лезвие. Оно должно быть гибким, но не слишком слабым, хорошо пружинить, иначе мастихин долго не прослужит. Ручку лучше подбирать "под себя", чтобы держать инструмент в руках было удобно и приятно. Если художник не совсем уверен в том, что конкретно он будет писать мастихином, или решил попробовать этот новый для себя инструмент, то предложите ему купить сначала дешевый мастихин, а никак не самый дорогой.

Мастихины различают по размеру и форме. Существует довольно большое количество размеров мастихинов, они начинаются с № 1 и заканчиваются № 24. По форме мастихины бывают ромбовидные с острым или закругленным лезвием, трапециевидные и каплевидные, также с острым или закругленным лезвием. Разная форма ножа позволяет добиться различных эффектов. Например, мастихин с коротким лезвием подходит для нанесения угловых мазков, при размашистой манере письма лучше воспользоваться инструментом с длинным лезвием. Мастихин идеально подходит для создания текстуры в технике импасто, или же для нанесения плоских слоев краски в работе над масштабными полотнами.

Техника работы мастихином довольно сильно отличается от техники использования кисти, и поначалу может показаться немного странной. Самая верная аналогия: приготовление бутерброда с маслом. Кончиком мастихина берется немного краски с палитры. Затем используется боковая сторона лезвия, чтобы разнести краску по полотну или немного вдавить ее в холст. В начале работы используется самый кончик лезвия, которым наносятся на холст маленькие точечки краски. Затем мастихином проводится сильно вниз, для того чтобы получить тонкие линии. Для создания текстуры нажимается лезвием плоско вниз, в краску.

Основной принцип работы: свежая краска на влажной основе или свежая краска на сухой основе. Когда краска уже начнет подсыхать, и на ее поверхности образуется пленочка, попытка нанести поверх подсохшего слоя другой слой может привести к тому, что работа будет загублена полностью. Лучше всего использовать масляную краску, или же акриловую достаточно густой консистенции - иначе не сохранить нужную фактуру. Акриловые краски можно сделать более густыми, если добавить в них текстурную пасту.

Розы (В. Меркулов, холст, масло, мастихин)
Розы. Владимир Меркулов.
Холст, масло, мастихин.

Дождь в ночном городе (Л. Афремов)
Дождь в ночном городе.
Леонид Афремов.
Мастихин.

Письма издалека (мастихин)
Письма издалека. Мастихин.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я