Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Житийная икона


(от слова житие)

Икона Святой Николай Чудотворец с житиемИкона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. Сцены в клеймах иногда сопровождаются пояснительными надписями, обычно цитатами из житий. Появляются с IX века в Византии, откуда распространились на Русь, Балканы, Италию.

Житийные иконы получают широкое распространение на Руси с XV в. Они представляют собой обычно канонический образ святого, окруженный по периметру клеймами, то есть небольшими изображениями, посвященными различным событиям его жизни. Клейма четко отделяются друг от друга, и являют собой самодостаточный образ передающий суть подвига. Расположенные в хронологической последовательности жизни святого они составляют определенный рассказ, дают повод для включения бытовых реалий.

В верхнем ряду обычно рассказывается о рождении и о событиях ранних лет святого, в нижнем - о его кончине. Боковые ряды посвящены проявлениям его святости: чудесам, поступкам во имя веры, мученическим подвигам, явленным после смерти.

В житийных иконах вневременное, надмирное особенно отчетливо связывается с земным, житийным.

С IX в. в Византии появляются иконы, запечатлевшие житие (жизнь) того или иного святого - житийные иконы. Из Византии житийные иконы приходят в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.

Изображённое в житийной иконе открывается человеку во всей своей полноте.

Уникальна передача времени в иконе. Святой, предстоящий молящемуся, находится вне времени, в ином мире. Но сюжеты его земной жизни разворачиваются и во времени, и в пространстве, показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, иногда путешествия, страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей...

Иоан Предтеча (Середина XIX века)Однако даже "земные" пространство и время в иконе достаточно условны: в сцене казни, например, может быть изображён палач, который поднял меч над склонившим голову мучеником, и рядом - уже отрубленная, лежащая на земле голова. Более важные персонажи нередко оказываются крупнее остальных или неоднократно повторяются в пределах одного изображения.

Клейма:

  1. Воскресение – Сошествие во ад.
  2. Благовестие Захарии (Зачатие Иоанна Предтечи).
  3. Рождество Иоанна Предтечи.
  4. Бегство Елисаветы с младенцем Иоанном в горы.
  5. Ангел ведет отрока Иоанна в пустыню.
  6. Крещение Господне (Богоявление).
  7. Крещение народа (Собор Иоанна Предтечи).
  8. Моление Иоанна в пустыне.
  9. Иоанн обличает царя Ирода.
  10. Иоанн свидетельствует своим ученикам об Иисусе.
  11. Заточение Иоанна в темницу по приказу Ирода.
  12. Пир Ирода; Саломея просит у Ирода главу Иоанна.
  13. Усекновение главы Иоанна Предтечи; вручение главы Саломее.
  14. Саломея с главой Иоанна на пиру.
  15. По приказу Иродиады главу Иоанна закапывают в тайном месте во дворце.
  16. Погребение тела Иоанна учениками.
  17. Никола Милостивый Островной с житиемИоанна, жена Хузы, погребает главу Иоанна на Елеонской горе.
  18. Обретение главы Иоанна Иннокентием.
  19. Иннокентий скрывает главу Иоанна.
  20. Иоанн является двум инокам и открывает им место, где спрятана его глава.
  21. Обретение главы Иоанна Предтечи (первое обретение).
  22. Обретение главы Иоанна епископом Уранием (второе обретение).
  23. Принесение главы Иоанна в Константинополь (третье обретение).
  24. Отец девицы, предназначенной в жертву змию, похищает перст Иоанна Предтечи.
  25. Умерщвление змия перстом Иоанна Предтечи.

На полях средника (слева направо): святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские, Иоанн и Никита, епископы Новгородские.

На углах иконы: евангелисты Иоанн Богослов, Матфей, Марк и Лука.

На верхнем поле: Благовещение, Богоматерь Казанская, Богоматерь Знамение, три вселенских святителя Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.

На боковых полях (слева направо): Ангел-хранитель, святители Николай Чудотворец и Иоанн Милостивый, мученик Назарий, преподобные Марк Фраческий и Иоанн Многострадальный, праведный Алексий человек Божий и преподобный Моисей Мурин, праведный Филарет Милостивый и преподобный Варлаам Хутынский.

На нижнем поле в центре – священномученик Антипа Пергамский, слева – преподобные Сергий Радонежский и Кассиан Римлянин, бессребреники Косма и Дамиан, мученица Фомаида, справа – преподобный Ипатий, архидиакон Лаврентий, мученик Иоанн Воин, великомученицы Варвара и Параскева.

Преподобный Онуфрий Великий
Преподобный
Онуфрий Великий.
Мастерская
Соловецкого
монастыря.

Св. Александр Невский со сценами жития (Россия, XIX в.)
Св. Александр Невский
со сценами жития.
(Россия, XIX в.).

Макарий Желтоводский Унженский с житием
Макарий
Желтоводский
Унженский с житием.
Конец 18 -
начало 19 века.



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я