Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Народная картинка

Народная картинка (лубок) Печатное графическое произведение, характеризующееся доходчивостью образов и задуманное для массового распространения. Синоним лубка. Присущи лаконизм и сдержанность художественных средств (яркая раскраска, грубый штрих), примитивность техники, ориентация на декоративный эффект, направленность к развёрнутости повествования (лубочные книжки-картинки, лубочные серии), зачастую – взаимодополняемость пояснительной надписи и изображения.

Лубок – это разновидность народного творчества и создается в основном художниками-любителями, однако к этому типу искусства относят и профессиональные графические произведения, в которых отражены отдельные фольклорно-лубочные элементы.

Впервые лубки появились в Китае и были выполнены от руки, а с 8 века – на деревянных гравюрах. Европейский лубок, в котором основными техниками являются ксилография, гравюра на меди (с 17 в.), литография (19 в.), известен с 15 в.; его развитие связано с распространением массовой изобразительной продукции позднего средневековья – бумажных иконок, которые распространялись в местах паломничеств и на ярмарках.

Религиозные образы в лубочных картинках, теряя свой иератизм, приобретали оттенок наглядно-нравоучительной занимательности.

В России лубок появился в 17 в. Содержание лубков составляли преимущественно сказки ("Еруслан Лазаревич", "О Ерше Ершовиче"), былины ("Илья Муромец и Соловей-разбойник"), песни ("Вниз по матушке по Волге"), сюжеты авантюрного ("Храбрый витязь Францыл Венециан") и бытового ("Московский сбитенщик и ходебщик") характера, сатирические и комические тексты ("Мыши кота погребают", "Шут и шутиха"), легендарно-исторические ("Славное побоище Александра Македонского с царем Пором индийским", "Синопское сражение"), нравоучительные ("Семь смертных грехов") и другие. 

Во время революционно-социальных перемен лубок использовали в роли публицистического оружия. Так во время Реформации и Крестьянской войны в Германии распространялись «летучие листки», во времена Великой французской революции также использовался лубок. Его предназначением было в простой форме извещать о баталиях, удивительных природных явлениях, исторических событиях, выполняя роль средств массовой информации.

Лубок в России 18 века отличался декоративным композиционным единством (порою рождающим впечатление подлинной монументальности) и раскраски, независимостью от техник профессиональной графики. В 19 в. к образам лубка всё чаще обращались мастера профессионального искусства, или непосредственно его имитировавшие (в России, например, А.Г. Венецианов, И.И. Теребенёв, И.А. Иванов — авторы раскрашенных офортов, посвященных Отечественной войне 1812 г.), или вдохновлявшиеся отдельными его приёмами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе).

Яркой красочностью отличается восточный лубок (китайский, индийский), первоначально нередко имевший магический смысл. В современном искусстве приёмы лубка были творчески использованы В.В. Маяковским и другими для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т.А. Мавриной для иллюстрирования детских книг.


Индийская лубочная картинка
Индийская
лубочная картинка.

Парамошка с Савушкой в карты играл (лубок)
Парамошка с Савушкой
в карты играл.
Лубок. 1760-е г.

Возвращение блудного сына
Возвращение
блудного сына.
Русский лубок.
Начало 19 века.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я