Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Музей украинского изобразительного искусства

Здание музея украинского изобразительного искусстваЦентральный художественный музей Украины, находится в Киеве. Основан в 1936 г. Обладает богатейшим собранием украинской живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства 13—20 в. (в том числе замечательной коллекцией украинских портретов 17—18 в.). В музее широко представлено, в частности, творчество живописцев и графиков С.И. Васильковского, К.К. Костанди, Н.К. Пимоненко, С.И. Светославского, Т.Г. Шевченко, М.М. Божия, С.А. Григорьева, М.Г. Дерегуса, И.И. Ижакевича, В.И. Касияна, В.Н. Костецкого, Ф.Г. Кричевского, Г.С. Мелихова, А.С. Пащенко, А.Г. Петрицкого, А.А. Шовкуненко, скульпторов В.З. Бородая, М.И. Гельмана, Г.Н. Кальченко. А.П. Олейника, Л.В. Позена и других.

Музей размещен в здании, которое было возведено в 1897-1900 годах, в стиле неоклассицизма по проекту архитектора Г.П. Бойцова при участии архитектора В.В. Городецкого. Строительством руководил В.Н. Николаев. Изначально здание предназначалось для Художественно-промышленного и научного музея. Главный фасад музея украшает портик с шестью колоннами грекодорического ордера, поддерживающими высокий треугольный фронтон. Фронтон украшен скульптурной композицией с аллегорическим сюжетом “Торжество искусства” скульптора Э. Саля. Над карнизом по углам здания установлены фантастические грифоны. В 1969-1970 годах здание музея было достроено со стороны Музейного переулка.

Экспозиция музея дает практически полное представление о развитии художественной культуры на Украине: в ней широко представлено и древнее украинское искусство, и работы современных художников. Здесь хранятся такие редчайшие памятники иконописи, как уникальная икона-рельеф «Святой Георгий с житием» XII века, «Волынская богоматерь» XIII века. Но более всего привлекают парсунызамечательные произведения XIV-XVII веков – переходный этап от иконописи к портрету, уже не икона, но еще и не совсем портрет.

Возвращение (В.Н. Костецкий)Это изображения различных государственных, военных деятелей. Например, большая парсуна атамана Войска Донского Данилы Ефремова. Привлекает внимание великолепный орнаментальный узор, покрывающий одежды военачальника. Все эти работы – трогательные, в них много наивности, но в то же время они торжественны, сделаны с большим мастерством и вкусом.

Своеобразный раздел экспозиции – украинские народные картинки. Их много в музее, и потому выставляется лишь небольшая часть. Эти картинки до XIX века были непременным украшением каждой украинской хаты. В России когда-то повсеместно были распространены лубки, а на Украине – так называемые «козаки Мамаи». Картинки прижились, потому что символизировали сложившийся в народе тип украинца – может быть, чуть медлительного, расположенного к размышлению, к созерцанию, лирического, любящего песни. Как правило, сидит он с бандурой, с неизменной трубкой-люлькой в зубах, рядом любимый конь и сабля. Характер украинца схвачен так верно, словно возвращает в то далекое от нас время.

Важной страницей в истории украинской культуры является художественное творчество Тараса Григорьевича Шевченко. Произведения великого поэта и художника – «Автопортрет» (1861 г.), серия офортов (1860 г.) – занимают в экспозиции музея почетное место. Близким по духу Шевченко является художник Васько (1820-1883 г.). Его «Портрет юноши из семьи Томари» написан очень сдержанно, но удивительно лирично. Эпоха передвижничества – следующий этап в развитии реалистического искусства на Украине. Центральное место здесь принадлежит известной картине Н. Кузнецова «На заработки», где изображены крестьяне, уходящие из родных мест. Экспозицию послевоенного времени открывает картина Г. Мелихова «Молодой Т.Г. Шевченко в мастерской К.П. Брюллова», повествующая о встрече «Великого Карла» с крепостным художником, событии, определившим судьбу Шевченко.

К числу потрясающих произведений, рассказывающих о военных годах, принадлежит «Возвращение» В. Костецкого. Немногословная и скупая по колориту, лишенная внешних эффектов, она рождает самые серьезные мысли и чувства. Картина достойно выдержала испытание временем. Сколько драматического содержания, сложного и правдивого, вложил в нее художник! Картина словно впитала суровость военного времени, подъем чувств и сил, невероятное напряжение народа.

Автопортрет (Т.Г. Шевченко)
Автопортрет.
Т.Г. Шевченко.

Молодой Т.Г. Шевченко в мастерской у К.П. Брюллова
Молодой Т.Г. Шевченко
в мастерской у К.П. Брюллова.
Г.С. Мелихов.

Святой Георгий с житием
Святой Георгий
с житием.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я