Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Тейт галерея


(по-английски Tate Gallery)

Здание Современной галереи Тейт Государственный национальный музей в Лондоне, хранящий свыше шестидесяти тысяч произведений искусства: живопись, скульптура, рисунки, гравюры. Музейная коллекция включает галерею британской графики и живописи 16 – 20 века (произведения Г. Сазерленда, Дж. Констебла, У. Сиккерта, Б. Николсона, М. Смита, У. Тёрнера, Дж. Рейнолдса, У. Хогарта, П. Лели, Т. Гейнсборо и др.), а также собрание скульптуры и живописи западной Европы конца 19 – 20 веков, как реалистических, так и модернистских направлений. Делится на две части: Британская галерея Тейт или старая галерея Тейт, представляющая собой собрание английской живописи XVI—XIX в. и зарубежного искусства XIX в., и Современная галерея Тейт — европейское и американское искусство с 1900 г. по настоящее время.

Основа коллекции галереи Тейт — частное собрание картин английских художников сэра Генри Тейта (1819—1899 г.). Этого весьма успешного предпринимателя в тогдашней Англии именовали не иначе как «сахарный король Тейт». По смерти Тейт завещал свои картины в собственность государства, особо оговорив, что для их размещения должен быть возведен музей современного искусства. Галерея открыта 21 июля 1897 г.

Уже в год своего возведения галерея открылась для посещения публики, причем Тейту была оказана немалая честь — церемонию открытия провел сын королевы Виктории принц Уэльский. В последующие 100 лет собрания галереи пополнялись в основном произведениями современных художников, причем не только английских, и до последнего времени галерея Тейт представляла собой весьма своеобразное сочетание классической галереи и музея современного искусства: левое ее крыло было посвящено английскому искусству, а правое — мировому искусству XX века.

Во время второй мировой войны здание галереи сильно пострадало в результате налетов авиации. Коллекция была заранее эвакуирована. Музей полностью открыт для посетителей в 1949 г. С течением времени коллекции галереи достигли таких масштабов, что постоянная экспозиция могла вместить только четверть произведений, хранившихся в запасниках музея. Естественно, встал вопрос о расширении галереи. В 1926 году к зданию был пристроен отдел иностранной живописи (представлены главным образом французские импрессионисты и постимпрессионисты). В 1988 году открылся филиал галереи в Ливерпуле. В 1979 г. — открытие залов для коллекции современного искусства. В 1987 г. — открытие галереи Клор, специально построенной для произведений Тернера (1775—1851 г.), который завещал свои полотна Англии при условии, что все они будут сохранены как единая экспозиция. Сэр Чарлз Клор (1904—1979 г.) предоставил средства для строительства галереи.

Здание Британской галереи ТейтСовременная галерея Тейт была открыта в мае 2000 г. Здание было переоборудовано из электростанции, возведенной в 1930-е г. в центре города, напротив Собора св. Павла. Сохранив внешний облик электростанции, архитекторы полностью изменили постройку внутри и добавили крышу из стекла и стали.

Постоянная экспозиция галереи Тейт-Модерн располагается в 85-ти залах разных размеров на разных уровнях-этажах. Принцип, положенный в основу размещения экспонатов — не традиционный для музеев историко-хронологический, а тематический: каждый зал здесь посвящен определенному сюжету или теме. Так, один за другим следуют залы «Обнаженное тело», «Натура и действие», «Пейзаж», «Предмет и пространство», «Автоматизм». В одном и том же помещении неминуемо соседствуют произведения самых разных стилей, времен и направлений: Клод Моне составляет пару Чарлзу Лонгу, картины Матисса — замысловатым пространственным конструкциям 80-х г., дополняют друг друга Пикассо и Боннар.

«Тематический» принцип размещения имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. С одной стороны, творчество крупнейших мастеров живописи и скульптуры, распыленное по нескольким залам, отчасти лишается отпечатка индивидуальности художника, а зритель теряет возможность составить сколько-нибудь цельное представление о стилистике отдельных художественных течений, чередование которых, собственно, и составляет историю искусства XX в. Однако с другой стороны очевидно, что сопоставление разных по стилям и направлением работ на одну тему вызывает у зрителей целый ряд новых, неожиданных мыслей и ассоциаций. Авторы экспозиции соединяют различные направления: работы старых мастеров с современными, живопись и скульптуру с фотографиями и видеофильмами.

Геката (У. Блейк, 1795 г.)Такое построение экспозиции, впрочем, отчасти обусловлено тем, что в богатейшем собрании галереи Тейт существуют лакуны; в частности, русский авангард 1910-х — 1920-х г. представлен здесь явно недостаточно. Дело в том, что до 40-х г. XX в. директора музея выбирались исключительно из маститых академиков с консервативными вкусами, отчего многие пласты современной художественной культуры просто не попадали в их поле зрения. При таких исходных условиях вряд ли возможно было показать последовательное развитие современного искусства в целом.

В галерее проводится много временных выставок современных художников. Постоянная экспозиционная площадь нового музея располагается только на двух из семи ее этажей — 3-м и 5-м; четвертый этаж предназначен целиком для временных выставок, а все остальное пространство отведено подсобным помещениям: хранилищам, научным центрам, лекционным помещениям и кинозалам. Здесь располагается самый большой книжный магазин из таковых, находящихся в музеях Европы, и, наконец, на седьмом этаже размещены кафе и смотровая галерея, откуда открывается великолепный вид на собор Св. Павла на противоположном берегу Темзы.


Портрет Марии Бикнелл (Дж. Констебл, 1816 г.)
Портрет
Марии Бикнелл.
Дж. Констебл. 1816 г.

Офелия (Дж.Э. Миллес, 1851—1852 г.)
Офелия. Дж.Э. Миллес. 1851—1852 г.

Магический круг (Дж.У. Уотерхауз, 1886 г.)
Магический круг.
Дж.У. Уотерхауз.
1886 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я