Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Экслибрис


(по-латински ex libris — из книг)

Экслибрис В.Я. АдарюковаКнижный знак, свидетельствующий о принадлежности данной книги определенному владельцу. Это бумажный ярлык, наклеиваемый на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.

Имеются различные типы экслибрисов — шрифтовые, в которых обозначены только имя и фамилия владельца, и художественные в виде рисунка, как правило, лаконично и образно говорящего о профессии и интересах владельца или о составе его библиотеки. По технике исполнения книжные знаки могут быть простыми штемпельными, в виде типографского набора, цинкографическими и выполненными в определенном материале: гравюры на дереве, линолеуме, оргстекле, меди (офорт) и т.д.

Первые эксклибрисы были изобретены почти сразу после изобретения книгопечатания. Время появления - XVI век, Германия. Над созданием экслибрисов работали такие известные художники как Дюрер, Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший и другие. В России экслибрис появился при Петре I. Книжные знаки имели его сподвижники: Я. Брюс, Д. Голицын, А. Лефорт, Р. Арескин.

До XIX века большая часть личных библиотек принадлежала к привилегированным сословиям, поэтому большинство экслибрисов были геральдическими с изображением родового герба владельца.

Все большую популярность приобретали вензелевые книжные знаки. В XIX веке владельцами библиотек все больше становились писатели, ученые, художники, просвещенная буржуазия и сюжетный (художественный) экслибрис вытесняет гербовый.

Расцвет русского художественного экслибриса приходится на первую половину XX века, когда в создании книжного знака принимали участие такие художники как члены «Мира искусства» — А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, Г. Нарбут, М. Добужинский, И. Билибин, Е. Митрохин, С. Чехонин и другие.

В 1920-х — 1930-х г. к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики — В. Фаворский, А. Кравченко, Н. Купреянов, Н. Пискарев, П. Шиллинговский, Н. Бриммер и другие. В послевоенные годы над экслибрисом трудятся известные художники Е. Голяховский, Г. Кравцов, В. Фролов, А. Калашников, Н. Калита, Г. Ратнер, М. Верхоланцев, В. Картович и многие другие.

Сюжеты экслибрисов отражают характер владельца, а также его внутренний мир. Коллекционеры собирают целые коллекции книжных знаков. Теперь экслибрис уже не просто метка для библиотеки, а произведение особого рода малой графики. И если в старину он был только знаком, предохраняющим книгу от хищения, то с течением времени превратился в знак уважения владельца к своей книге.

Экслибрис К.А. Сомова
Экслибрис К.А. Сомова.
Сюжетный экслибрис.

Экслибрис Александра II
Экслибрис Александра II.
Вензельный знак.

Экслибрис А.Ф. Смирдина
Экслибрис А.Ф. Смирдина.
Шрифтовой знак.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я