Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Маркетри


(от французского marquer - размечать, расчерчивать)

Картина в технике маркетри Вид мозаики по дереву, художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с наклеиванием на основу. Основой является многослойная фанера или украшаемое изделие: мебель, пианино. Кусочки набора подклеиваются с обратной стороны клейкой бумажной лентой. Сам набор наклеивается лицевой стороной на основу под прессом.

Еще древние греки и римляне покрывали изделия из недорогих пород дерева тонкими пластинками из ценных пород. Непосредственной же предшественницей маркетри была интарсия - техника, появившаяся в эпоху Средневековья в Европе. При интарсии рисунок из тонких деревянных пластин врезается в дерево.

Условия для появления маркетри появились после изобретения во второй половине ХVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого момента шпоном стали ценные породы: черное, красное, розовое дерево - ими стали облицовывать мебель из местных недорогих пород. В начале XVI в. техника маркетри распространяется в Германии, Голландии и Франции. Её широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных.

В маркетри объединены два процесса: интарсия - врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и облицовывание - наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетри.

Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности. В Россию техника маркетри пришла в 18 веке. Первые опыты относятся к петровскому времени, когда появились наборные паркеты. Сначала они выполнялись по эскизам европейских мастеров, а постепенно техникой в полной мере овладели и русские умельцы. Маркетри в это время обогащается применением травления и подцветки дерева, а также обжига и гравировки, что значительно расширило изобразительные возможности. Выдающиеся мастера выполняли в этой технике не только орнаментальные рисунки, но и пейзажи, сюжетные композиции. Русскими художниками создавались сложные наборные панно с видами Петербурга и дворянских усадеб, поражающие тонкостью и точностью прорисовки деталей.

К середине 19 века интерес к маркетри угас. Но это касается не только данной техники, - становится все меньше творческого начала в проектировании и производстве мебели в целом. Приближалась пора поточного производства.

Японская ширма в технике маркетриВ наши дни старинное искусство маркетри переживает новый виток популярности. Эту технику используют для отделки мебели, стеновых панелей, самостоятельных декоративных панно, а также любых других деревянных элементов оформления интерьера. Мебель с маркетри сегодня - показатель хорошего вкуса и материального благосостояния. Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами древесины она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.

Прослеживая эволюцию искусства маркетри, можно видеть, как постепенно из утилитарного, прикладного направления выделяются произведения, имеющие самостоятельное художественное значение, приобретшие свойства картины как формы изобразительного искусства. Все это позволяет говорить о формировании нового, самостоятельного вида изобразительного искусства - живописи маркетри. По сравнению с другими видами живописи, особенности живописных работ маркетри связаны с художественными и пластическими качествами дерева. Краски можно смешивать, получая различные цветовые оттенки, наносить их мягко с тончайшими переходами от цвета к цвету. В маркетри изображение возникает вследствие использования природной палитры - цвета, текстуры и энергетики шпона различных видов деревьев.

Сейчас в маркетри используют не только природные цвета дерева, для получения необычной окраски шпона применяют всяческие химические методы: вымачивание в растворах, протравливание и самый простой – различное по времени воздействия на дерево прокрашивание морилкой. Кусочки мозаики смазывают столярным клеем и наклеивают на бумажный чертеж-шаблон, плотно подгоняя их друг к другу. Когда весь набор собран, его переворачивают и наклеивают с помощью того же столярного клея на необходимую деревянную основу. Затем покрывают бумагой и кладут под пресс на несколько часов. Шлифовать полуготовое изделие можно через двое суток. После этого его можно покрыть нитролаком в 4 слоя с промежуточной сушкой в 1-3 часа и с промежуточной шлифовкой. А затем через сутки отполировать полировочной пастой и суконкой.

Можно вместо лакирования покрыть изделие специальной мастикой из скипидара и воска. Рецепт ее очень простой. Две части скипидара медленно влить в одну часть расплавленного воска, помешивая. Мозаику вощить тряпичным тампоном или щетинной кистью. После просушивания в течение 2-3 часов набор натереть до блеска суконкой, фетром или в конце концов драпом. Есть еще один вид маркетри среди современных искусников – его делают из соломки, для украшения шкатулок.

Маркетри на ноутбуке
Маркетри на ноутбуке.

Лето (маркетри)
Лето. Картина
в технике
маркетри.

Столик гостинный (маркетри)
Столик гостинный.
Маркетри.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я