Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Institutionis doctrinae (Философские учения)

Картина Ф. Буше “Купание Дианы“. 1742 год. Лувр СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus— «чувство, ощущение, восприятие, настроение, мысль, понятие, образ») — учение, теория или жизненная позиция, основанные на убеждении, что все явления духовной жизни проистекают от чувственного, эмоционального восприятия мира. В античности сенсуалистами были «киренаики» и эпикурейцы. В XVII в. теорию сенсуализма разрабатывал английский философ Джон Локк (1632 - 1704). Ему принадлежит классическая формула: «Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu» (лат., «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве»). Противоположное сенсуализму понятие рационализм.

СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia— «мнение, суждение, воля, мысль») — краткое изречение, нравоучение. В истории искусства сентенции запечатлены на памятниках скульптуры и архитектуры. В мусульманском искусстве краткое изречение называется аят (арабск. a'jat — «знак, чудо, знамение»).

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. sentimentalisme, от sentiment — «чувство, ощущение, чувствительность, чуткость»; лат. sensus — «чувство, ощущение») — мироощущение и тенденция мышления, направленная на выявление, усиление, подчеркивание эмоциональной стороны жизни (сравн. сенсуализм).

Картина Франсуа Буше “Рождение Венеры“ В отношении изобразительного искусства сентиментализм не следует считать художественным направлением и тем более стилем. В форме конкретно-исторического художественного течения сентиментализм сложился в западноевропейском искусстве середины и второй половины XVIII в. под влиянием философии просветителей. Однако тенденции сентиментализма обнаруживаются и ранее, например в искусстве французских стилей Регентства и Рококо первой половины XVIII в.

Призывы французских философов-просветителей Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро обращаться непосредственно к разуму, простым и ясным чувствам «естественного человека» в искусстве парадоксально вызывали обратные тенденции — экзальтации и наигранной чувствительности. Просветители пытались противопоставить испорченным парижским нравам периода Регентства культ природы, сельской жизни и даже «неиспорченную душу человека Востока» («Персидские письма» Ш.-Л. Монтескье, 1721; «Нескромные сокровища» Д. Дидро, 1748).

Сентиментализм подобных литературных произведений, сладострастных описаний неги Востока плавно перешел из «эпохи маркиз» в век демократических идеалов эпохи Просвещения. Менялись только маски и идеологические декларации.


Картина Ф. Буше “Портрет маркизы де Помпадур“
Картина Ф. Буше
Портрет маркизы
де Помпадур“.

Ф. Буше. Картина “Отдыхающая женщина ( Одалиска )“
Ф. Буше. Картина
“Отдыхающая женщина
( Одалиска )“.

Картина “Мальчик“ Ж.-Б. Грёза
Картина “Мальчик“
Ж.-Б. Грёза.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я