Argenteusa operae (Серебряные изделия)
СЕРЕБРО (др.-русск. сьребро; др.-прусск. sirablan, греч. sibros — «блестящий») — драгоценный металл светлой окраски с характерным блеском. По ковкости, твердости, гибкости превосходит даже золото, но мягче меди. Растворяется в азотной и серной кислотах. Серебро имеет низкую температуру плавления (960°С), поэтому в древности этот металл использовали для изготовления украшений.
Обычно тонкие серебряные листы набивали на деревянную основу. Так изготовляли реликварии. Только в эпоху Готики, с XII в. и появляются цельнометаллические реликварии монстранцы. Применяли также сплавы меди и серебра. С целью имитации серебра лудили медные изделия: нагретое изделие опускали в расплавленное олово либо натирали оловом. В Оружейной палате Московского Кремля хранится уникальное произведение английских мастеров XVII в. — два огромных барса (98 см высотой) из серебра, которые могут служить сосудами для вина. Высоко ценили в Европе и России изделия немецких мастеров XVI—XVIII вв.
С 1544 г. в качестве клейм на серебряных изделиях появляются изображения головы леопарда или геральдического льва. Мастеров — чеканщиков, граверов, ювелиров, работающих с серебром, называли аргиропратами (от греч. argyros — «серебро» и prator — «продавец, ремесленник»). Соединения серебра использовали в качестве красителей. Так, в росписи средневековых витражей с начала XIV в. применяли краску из нитрата серебра в смеси с глиной и охрой. После обжига такая смесь давала разнообразные оттенки от лимонно-жёлтого до оранжевого цвета. Серебряный порошок — один из компонентов чёрной краски, которую используют для чернения гравированного рисунка на металлических изделиях.
В качестве красителя и флюса (легкоплавкой добавки в состав глазурей и эмалей) используют зильберглит, или зильберглет (нем. Silbcrglatte — «серебряный глёт») жёлто-оранжевый порошок, получающийся при выплавке серебра из свинцовых руд. Выдающимися мастерами-серебряниками XVII—XVIII вв. были гугеноты. Они изготавливали изящные кофейники, чайники, молочники, десертные сервизы, в форме и декоре которых отразились элементы французского стиля Регентства, стилей королевы Мэри и королевы Анны.
Наиболее известные мастера: Поль де Ламер (Ламери, 1688-1751), которого называли «английским Ямницером», Поль Креспен (1694—1770), Николас Спримон (1716-1771). Многие мастера эмигрировали из Франции в Англию в результате гонений на протестантов, начавшихся после отмены Haнтского эдикта о свободе вероисповедания в 1685 г. С середины XVII в. изысканные чеканные изделия из серебра изготавливали в Голландии, в Амстердаме. В 1734 г. П. Крести в Лондоне изготовил серебряный сервиз для будущей российской императрицы Екатерины II. Крупнейшее произведение из серебра, высотой 5 метров,— Рака Святого Александра Невского.
|
Работы мастера серебряных дел Поля де Ламери.
|
|