Germenevtica musicus (Художественная герменевтика)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. semantikos — «обозначающий»; sema — «знак, знамение») — раздел искусствознания, в котором изучают соотношение смысла и значения, содержания искусства и формы изображения, а также отношения изобразительных форм между собой.
В истории искусств существует явление омонимии (греч. homonymia — «одинаково звучащий»). Изображение по прошествии времени расценивается иначе, чем его задумал автор, что приводит либо к непониманию, ошибкам интерпретации, либо к произвольным трактовкам и надуманным стилизациям.
В разработке проблемы художественной герменевтики не случайно используют лингвистические термины: лексика, язык, «речевое зрение». Семантика словесных и изобразительных образов всегда представляла собой определенную сложность для восприятия, прочтения, осмысления. Классический пример семантической структуры текста — язык Библии, который читают, осмысляют и изучают на трех последовательно связанных уровнях: телесном (внешнем, буквальном), аллегорическом (душевном, мифологическом) и пневматическом, духовном (от греч. рneumа— «Дух»), или высшем, мистериальном (греч. mysterion— «тайна, откровение»).
В культурах Древнего мира проблему семантики (взаимопонимания) решали через канон. Однако по мере формирования художественно-образных средств изображения и отделения художественного творчества от религиозных, научных, прагматических типов творческой деятельности канон как внехудожественное, искусственное установление оказывался тормозом, преградой, которую художники преодолевали. На ранних этапах этого процесса возникали трагические коллизии, к каковым относится, к примеру, иконоборчество в Византии.
В связи с этим фактом П. А. Флоренский писал: «Ведь иконоборцы вовсе не отрицали возможности и полезности религиозной живописи, к каковой ныне приравниваются иконы; иконоборцы именно, говоря по-современному, и указывали на субъективно-ассоциативную значимость икон, но отрицали в них онтологическую связь с первообразами, и тогда всё иконопочитание - лобызание икон, молитва им, каждение перед ними, возжигание свеч и лампад, т. е. относимое к „изображениям", стоящим вне и помимо самих первообразов, к этому двойнику почитаемого — не могло не расцениваться как преступное идолопоклонство».
Возвращаясь к семантической терминологии, необходимо отметить, что изображения в качестве знаков подразделяют на иконические (внешне схожие с объектами, которые они изображают) и конвенциональные (от лат. conventio — «соглашение, договор»), у которых внешняя форма (так называемый план выражения) не совпадает с планом содержания. Иконы, фрески и вообще всякие изображения, имеющие возвышенный, духовный смысл, относятся к конвенциональным знакам.
Представление «первообраза», возникающее в сознании благодаря таким знакам, образующим с идеей изображения глубокое внутреннее единство, но не тождество, о чем писал Флоренский, есть символ. Иначе говоря, изображение имеет внешнее сходство с изображаемым предметом, но его содержание не тождественно назначению этого предмета. «Мир видимый и мир невидимый — соприкасаются», однако «их различие велико», — формулирует свою мысль Флоренский и в качестве примера приводит лингвистическую пару значений: «лицо» и «лик». Первое мы видим глазами, второе означает духовную сущность лица, однако существует еще и «личина» — маска, искаженное представление.
Герменевтика звучания.
|
Е. С. Громов Искусство и герменевтик.
|
Герменевтика подозрительности.
|