Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

Монтаж систем водяного пожаротушения. Современное водяное пожаротушение pojar.ru.
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Germenevtica musicus (Художественная герменевтика)

Герменевтика Библейская ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. semantikos — «обозначающий»; sema — «знак, знамение») — раздел искусствознания, в котором изучают соотношение смысла и значения, содержания искусства и формы изображения, а также отношения изобразительных форм между собой.

В истории искусств существует явление омонимии (греч. homonymia — «одинаково звучащий»). Изображение по прошествии времени расценивается иначе, чем его задумал автор, что приводит либо к непониманию, ошибкам интерпретации, либо к произвольным трактовкам и надуманным стилизациям.

В разработке проблемы художественной герменевтики не случайно используют лингвистические термины: лексика, язык, «речевое зрение». Семантика словесных и изобразительных образов всегда представляла собой определенную сложность для восприятия, прочтения, осмысления. Классический пример семантической структуры текста — язык Библии, который читают, осмысляют и изучают на трех последовательно связанных уровнях: телесном (внешнем, буквальном), аллегорическом (душевном, мифологическом) и пневматическом, духовном (от греч. рneumа— «Дух»), или высшем, мистериальном (греч. mysterion— «тайна, откровение»).

В культурах Древнего мира проблему семантики (взаимопонимания) решали через канон. Однако по мере формирования художественно-образных средств изображения и отделения художественного творчества от религиозных, научных, прагматических типов творческой деятельности канон как внехудожественное, искусственное установление оказывался тормозом, преградой, которую художники преодолевали. На ранних этапах этого процесса возникали трагические коллизии, к каковым относится, к примеру, иконоборчество в Византии.

В связи с этим фактом П. А. Флоренский писал: «Ведь иконоборцы вовсе не отрицали возможности и полезности религиозной живописи, к каковой ныне приравниваются иконы;Герменевтика пушкинских сказок иконоборцы именно, говоря по-современному, и указывали на субъективно-ассоциативную значимость икон, но отрицали в них онтологическую связь с первообразами, и тогда всё иконопочитание - лобызание икон, молитва им, каждение перед ними, возжигание свеч и лампад, т. е. относимое к „изображениям", стоящим вне и помимо самих первообразов, к этому двойнику почитаемого — не могло не расцениваться как преступное идолопоклонство». 

Возвращаясь к семантической терминологии, необходимо отметить, что изображения в качестве знаков подразделяют на иконические (внешне схожие с объектами, которые они изображают) и конвенциональные (от лат. conventio — «соглашение, договор»), у которых внешняя форма (так называемый план выражения) не совпадает с планом содержания. Иконы, фрески и вообще всякие изображения, имеющие возвышенный, духовный смысл, относятся к конвенциональным знакам.

Представление «первообраза», возникающее в сознании благодаря таким знакам, образующим с идеей изображения глубокое внутреннее единство, но не тождество, о чем писал Флоренский, есть символ. Иначе говоря, изображение имеет внешнее сходство с изображаемым предметом, но его содержание не тождественно назначению этого предмета. «Мир видимый и мир невидимый — соприкасаются», однако «их различие велико», — формулирует свою мысль Флоренский и в качестве примера приводит лингвистическую пару значений: «лицо» и «лик». Первое мы видим глазами, второе означает духовную сущность лица, однако существует еще и «личина» — маска, искаженное представление.


Герменевтика звучания
Герменевтика звучания.

Е. С. Громов - Искусство и герменевтик
Е. С. Громов
Искусство и герменевтик.

Герменевтика подозрительности
Герменевтика подозрительности.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я