Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Мейерхольд Всеволод Эмильевич


(28 января 1874 г., Пенза — 2 февраля 1940 г., Москва)

Портрет В.Э. Мейерхольда (А.Я. Головин, 1917 г.) Русский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923 г.). Настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд (по-немецки Karl Kasimir Theodor Meyergold). Родился в Пензе в обрусевшей немецкой семье владельца винно-водочного завода. При крещении по лютеранскому обычаю получил три имени – Карл Теодор Казимир. Увлечение родителей театром, музыкой, ранние впечатления от балаганов, народных представлений, участие в детских домашних спектаклях сыграли важную роль в формировании художественных вкусов будущего режиссера.

Интерес к театру окреп во время учебы Мейерхольда во 2-й мужской гимназии, полный курс которой он закончил в 1895 году. Здесь Мейерхольд был непременным участником любительских спектаклей, с успехом сыграв Кутейкина в «Недоросле» Д.И. Фонвизина в 1892 году. В пензенском драматическом кружке под руководством Д.С. Волкова Мейерхольд выступал под псевдонимом Ухтомский, так как гимназистам запрещалось даже присутствовать на вечерних спектаклях. В спектакле «Горе от ума» (1892 г.) он не только исполнил роль Репетилова, но и являлся помощником режиссера.

Сложные отношения с семьей приводят к тому, что после окончания гимназии Карл принимает православие и в честь писателя Гаршина выбирает имя Всеволод. Тогда же при отказе от германского гражданства в русский паспорт вписывается измененная фамилия Мейерхольд. Отъезд на учебу в Московский университет не прерывает его отношений с Пензой. 17 апреля 1896 года он венчается в с О.М. Мунт в пензенском Кафедральном соборе. Любимец пензенской публики, как именовали его газеты, выступал на сцене Народного театра во время летних каникул 1896-1898 г. Покинув университет, Мейерхольд поступает учиться в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое заканчивает в 1898 году. В том же году Мейерхольд поступает в труппу Московского художественного театра, где сыграл 18 ролей. С 1902 года становится во главе «Товарищества новой драмы». Летом 1904 года созданный им театр гастролировал в Пензе. Это был последний приезд Мейерхольда в родной город.

В 1902—1905 г. поставил около 200 спектаклей по произведениям Метерлинка, Чехова, Горького, Ибсена, Гауптмана и других. Первые спектакли были созданы «по мизансценам МХТ», но постепенно режиссёр находил новые приёмы, создавая собственный театральный язык.

В.Э. Мейерхольд (фотография)В 1906 г. В.Ф. Комиссаржевская пригласила Мейерхольда в Петербург главным режиссёром своего театра. Здесь за один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, вызвавших оживленные дискуссии. Комиссаржевской непросто работалось с Мейерхольдом, и в 1907 г. она предложила режиссёру покинуть театр. В 1908 году Мейерхольд приглашается в состав режиссуры петербургских императорских театров, в которых проработал 10 лет. Шедевром этого периода стал «Маскарад» М.Ю. Лермонтова. С 1908 года Мейерхольд ведет театрально-педагогическую работу в своей студии.

После октября 1917 г. Мейерхольд, воодушевленный, как ему казалось, открывшимися новыми возможностями, сблизился с Владимиром Маяковским. К первой годовщине революции он поставил в Петрограде его «Мистерию-буфф», используя средства выразительности площадных зрелищ, фольклорную стихию, традиции балаганного шутовства и цирковой клоунады. В 1920 г. в программе «Театрального октября» режиссёр сформулировал основные задачи театра: служение революции и полное обновление сценического искусства. После своего назначения заведующим театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса, Мейерхольд объявил войну старым академическим театрам, считая, что такие коллективы, как Малый театр или МХТ не в состоянии найти общий язык с новой действительностью. Из-за столь радикальных предложений в 1921 г. А. Луначарский отстранил его от руководства ТЕО. Параллельно создавая теорию новой театральной модели, Мейерхольд с 1920-х г. занимался её практическим воплощением. Режиссёр поставил «Зори» Э. Верхарна (1920 г., с В. Бебутовым) и вторую редакцию «Мистерии-буфф» (1921 г.), но эти спектакли просуществовали недолго. Он открыл в Москве Театр РСФСР-1, затем молодая труппа называлась Театром актёра, позже — Театром ГИТИС, а с 1923 г. — Театром им. Мейерхольда.

Параллельно с работой ТИМ и ГОсТИМ Мейерхольд руководил Театром Революции (1922-1924 г.), ставил спектакли в Ленинграде (Ленинградский академический театр драмы – МАЛЕГОТ), осуществил постановки драм Пушкина на радио (1937 г.). В апреле 1923 года Мейерхольду было присвоено звание Народного артиста Республики. С1923 по 1936 г. Мейерхольд регулярно выезжал за границу в командировки, где гастролировал с театром и на лечение. После закрытия ГосТИМА К.С. Станиславский пригласил Мейерхольда в Оперный театр своего имени на должность режиссера. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссером. В этом театре он завершил начатую Станиславским работу над оперой "Риголетто".

15 июня 1939 года Мейерхольд выступал в Москве на режиссерской конференции ВТО, затем уехал в Ленинград, где в ночь с 19 на 20 июня был арестован. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, подписал нужные следствию показания: обвинялся по статье 58-й УК РСФСР. Судебное заседание состоялось 1 февраля 1940 года; приговор — высшая мера. 2 февраля 1940 года был расстрелян по приговору ВКВС. В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда. В 1999 году на его территории установлен первый в мире памятник режиссеру.

В.Э. Мейерхольд и К.С. Станиславский (Марка России 2000 г.)
В.Э. Мейерхольд и К.С. Станиславский.
Марка России 2000 г.

В.Э. Мейерхольд (фотография)
В.Э. Мейерхольд.
Фотография.

Мейерхольд после ареста (фотография НКВД)
Мейерхольд после ареста.
Фотография НКВД.



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я