Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

http://www.prokatinstrymenta.ru/ аренда и прокат бензобур patriot ae60d в краснодаре.
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Боткин Василий Петрович


(27 декабря 1811 г., Москва — 10  октября 1869 г., Санкт-Петербург)

Боткин Василий Петрович Русский очеркист, мыслитель, литературный критик, переводчик. Вырос в семье известного чаеторговца; старший брат коллекционера Д.П. Боткина, врача С.П. Боткина, художника М.П. Боткина. Систематически учился только в московском пансионе Кряжева, с обычной скудной программой пансионов того времени; оттуда был взят отцом и посажен приказчиком в амбар. Одаренный и любознательный от природы, он стал употреблять для занятий свободное от работы время, с увлечением отдаваясь литературе. Из пансиона он вынес знание новейших языков, что способствовало его раннему знакомству с Шиллером, Шекспиром и всеми новинками немецкой, французской и английской литературы. По позднейшему его признанию, он в это время находился под влиянием сен-симонизма. Своим развитием Боткин всецело обязан самому себе, редкой даровитости своей природы и обстоятельствам, сблизившим его в молодости с некоторыми замечательными людьми того времени.

В 1835 г. Боткин посетил Францию и Италию, где, по его словам, "впервые почувствовал искусство". В конце 1835 г. в кружке Н.С. Селивановского познакомился с В.Г. Белинским, который ввёл его в кружок Н.В. Станкевича. По приглашению Белинского начал участвовать в журнале «Телескоп», где помещал очерки и рецензии, затем сотрудничал и в других изданиях. Под влиянием Бакунина и Станкевича увлёкся идеями Гегеля. В свою очередь знакомил Белинского с теориями немецких и французских философов и эстетиков.

В 1839 г. Белинский привлёк Боткина к сотрудничеству в журнале «Отечественные записки», где Боткин поместил ряд статей об искусстве и произведениях иностранной литературы. В письмах П.В. Анненкову, В.Г. Белинскому, А.И. Герцену, Н.П. Огарёву первой половины 1840-х годов выражал солидарность с теориями, подрывающими основы современного общества — государство, религию, церковный брак, симпатии писателям и поэтам, восставшим против авторитетов (Ж.Ж. Руссо, Байрон, М.Ю. Лермонтов), одобрение Французской революции 1789 г. и социалистических идеалов, ироничное отношение к славянофильству, заявлял о своём атеизме, что свидетельствует о радикализме воззрений этого периода. В духе жорж-сандизма влюбился во французскую модистку Арманс Рульяр и под влиянием Белинского и Герцена женился на ней (1843). Брак распался три месяца спустя.

В 1843—1846 годах путешествовал по Европе. В Париже в 1844 г. благодаря Бакунину познакомился с К. Марксом и французскими социалистами П. Леру, Л. Бланом и другими. Слушал лекции О. Конта. Элементы позитивизма Конта отразились во взглядах Боткина (в частности, внимание к физиологическим аспектам эстетического восприятия, уважение к естественным наукам и практической деятельности). В августе — октябре 1845 года был в Испании (Мадрид, Севилья, Кадис, Гибралтар, Гранада) и Марокко (Танжер).

Книга Письма об ИспанииВ 1855 г. сблизился с Н.А. Некрасовым и стал активным сотрудником журнала «Современник» (1855—1857). В нем он печатал свои "Письма об Испании". Эти письма привлекли всеобщее внимание и вышли в 1857 г. отдельным изданием. В своих первых статьях Боткин был ярым поклонником Гегеля, но в дальнейшем от влияния его отчасти освободился, признав, что "Гегель - человек гениальный, но его надобно читать с критическим взглядом, а мы, да и все его последователи, изучали его как нового мессию, и кланялись ему, как буряты своим фетишам".

В 1856 г.  сблизился с Аполлоном Григорьевым, испытал сильное воздействие его статьи «О правде и искренности в искусстве». Биографы обычно отмечают «чувственные удовольствия», которым чрезмерно предавался гурман и эстет Боткин. Это сказалось на его здоровье; два последних десятилетия жизни он постоянно лечился в России и за рубежом.

В 50-е Боткин также резко размежевался с Чернышевским и другими нигилистами, осуждая подрывную деятельность против России т.н. «революционных демократов». Его программная статья о стихах А.А. Фета (1857 г.) была направлена против нигилистов в литературе, в защиту «чистого искусства». В статьях о музыке Боткин обращал внимание на «эстетическое значение» музыкального произведения, призывал говорить не об одной только форме, но и о содержании.

После 1857 г.  Боткин путешествовал по Европе. События восстания 1863 года изменили его общественную позицию, которая становилась близкой к позициям консерваторов и монархистов. Похоронен в московском Покровском монастыре; могила не сохранилась.

Литературная деятельность.

Дебютировал в печати статьёй «Русский в Париже (1835 г.). Из путевых записок» в журнале «Телескоп» (1836 г., № 14). Участвовал в «Молве», затем в журнале Белинского и М.А. Бакунина «Московский наблюдатель» (1838—1839 г.). В журнале «Отечественные записки» публиковал статьи о музыке («Итальянская и германская музыка», 1839 г., № 12), живописи, Шекспире («Шекспир как человек и лирик», 1842 г., № 9). В статье «Германская литература» (1843 г., № 1, 2, 4), среди прочего, кратко изложил начало брошюры Ф. Энгельса «Шеллинг и откровение», не называя автора и сочинение; в статье «История древней философии… Карла Зедергольма…» (1842 г., № 3) выразил солидарность с радикальными воззрениями, в частности, Л. Фейербаха.

По возвращении из поездки по Испании опубликовал цикл очерков «Письма об Испании» («Современник», 1847 г., № 3, 10, 12; 1848 г., № 11; 1849, № 1, 11; 1851 г., № 1; полное издание Санкт-Петербург, 1857 г.). Переводил очерки Т. Карлейля «О героях и героическом в истории» («Современник», 1855 г., № 10), «Героическое значение поэта. Данте, Шекспир» («Современник», 1856 г., № 1, 2). В программной статье «Стихотворения А. Фета» («Современник», 1857 г., № 1) выступил против тенденциозного искусства.

Н.А. Некрасов (И.Н. Крамской, 1877 г.)
Н.А. Некрасов.
И.Н. Крамской.
1877 г.

В.Г. Белинский
В.Г. Белинский.

Н.В. Станкевич
Н.В. Станкевич.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я