Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Аскет


(от греческого asketes - упражняющийся, борец)

Аскет (Пабло Пикассо) 1) Человек, избравший путь воздержания и строгий образ жизни, предполагающий ограничения в получении удовольствий и использовании материальных благ. Аскет отрицает все материальные удовольствия и видит их причину в материальной части своего "я", к освобождению от которой он стремится. Это отрицание относится не только к удовольствиям, которые обычно называют чувственными, но и ко всему миру искусства, ибо искусство связано с чувством. Такая мораль - плод безысходности; она возникает только после того, как утрачена природная радость бытия.

2) Приверженец аскетизма.Аскетизм - вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика широко распространена во всех типах традиций и культур.

Происхождение.

Первые аскетические упражнения появились ещё в эпоху примитивных обществ и были связаны с подростковой инициацией, то есть приобщением подростков к миру взрослых. Инициация зачастую включала в себя весьма болезненные испытания: нанесение ритуальных шрамов, выбивание некоторых зубов и т.д. Шаманские же посвящения были ещё более жестокими. Посвящаемого ввергали в коматозное состояние, чтобы после этого он «родился заново».

Принципы.

Двумя основными принципами строгой аскезы являются безбрачие (целибат) и отказ от мирских благ. Многие аскеты включали в это и отказ от соблюдения личной гигиены — никогда не мылись, не стригли волосы и ногти и ходили в рубище. Элементы же умеренного аскетизма (вегетарианство, отшельничество) вошли в практику многих индусских культов и буддизма. В ритуальную практику монотеистических религий обязательно входят посты — ограничение или отказ от пищи в течение определённого периода времени.

Индуизм.

Йог-аскет, отдыхающий в кусте терновникаВ Древней Индии обретение могущества и высокого статуса путём аскезы — Тапас было исключительной привилегией брахманов. Всем прочим кастам это запрещалось, а нарушители подвергались наказаниям. Аскеза считалась верным способом достичь сверхъестественных сил и даже обрести могущество, позволяющее встать вровень с богами. По легенде, бог богатства Кубера не родился богом, а стал им после многих лет сурового подвижничества. Индийские аскеты практиковали весьма экстремальные формы самоистязания — месяцами держали руки над головой или стояли на одной ноге.

Буддизм.

В 29 лет Гаутама Будда присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению и покою.После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, он расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни и проводить медитации другим способом. Он пришел к выводу, что умерщвление плоти бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Этот эпизод в жизни Будды часто рисуют на картинах, иллюстрирующих его биографию, в храмах. Отдельные школы буддизма, однако, используют аскетические практики - (Бхикшу) в монастырской жизни. В частности — японская школа тэндай. Аскетизм встречается также в синкретических школах на базе буддизма — например, сюгэндо.

Христианство.

Будда в аскезе — изображение в лаосском храмеАскеты - в первые века христианства, постники и молитвенники, не налагавшие на себя обетов, как потом монахи, но проводившие жизнь в посте и молитве, не принимая иногда и службы в клире.Аскеты христианские были близки по упражнениям своим к еврейским ферапевтам, о которых говорит Филон, хотя Евсевий в Истории церковной (кн. II, 17 ч.) и утверждает, что они (ферапевты), по крайней мере позднейшие, были уже христианами. И Иоанн Креститель и Анна пророчица, по роду жизни, могут называться принадлежавшими к аскетам, но не к ферапевтам, как и ученики евангелиста Марка. Ориген в трактате против Цельса дает имя аскетов всем, которые не только воздерживались от употребления в пищу мяса, но и могли пробыть без пищи два и три дня, равно и тем, которые предавались молитвенным подвигам, и пребывали большую часть дня при богослужении. Кроме того, дела милосердия и презрение мира с его обычаями, с обречением себя на служение Богу и неимущим, давали право на почетное имя аскета. Так прозывался при Коммоде, бывший епископ антиохийский, Серапион, и мученики палестинские, до страдания (в правление Диоклетиана) жертвовавшие свои достатки на бедных.

Аскеты носили, если не особого покроя, то отличного от других цвета одежду, по преимуществу коричневого и черного цветов, с употреблением, поверх другой одежды, плаща философов, так что, если священники носили его, то, как говорили. По этим признакам мы можем, несомненно, видеть в аскетизме начало монашества. Не занимая, как замечено, должностей в клире, аскеты составляли в первоначальной церкви особый класс верных, выше прочих, простых людей. Церковные писатели оставили имена многих, прославившихся в свое время аскетов, между удостоившимися страданий. Таковы были святые мученики: Лукиан, Петр Палестинский, Памфил, Селевкий, Иустин, Иоанн Египетский, Сульпиций Север, Паулин, Элиодор, Непоциан, Пиниан и святые отцы: Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Амфилохий Понтийский, Афанасий Великий Александрийский, Мартин Typский и святой Антоний, считающийся насадителем монашества.

Аскетика является богословским предметом, задачей которого состоит раскрытие смысла и содержание христианского подвига, который заключается в словах Иисуса Христа: «Возьми свой крест и иди за Мной».

Тамильский аскет
Тамильский аскет.

Арджуна-аскет, стоящий на одной ноге
Арджуна-аскет, стоящий на
одной ноге.

Христианский аскет
Преподобный
Ефрем Сирин.
Христианский аскет.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я