Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте  |  Карта сайта
Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич
Саврасов

 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Художественная промышленность


(от английского art industry; по-французски indusirie d'art)

Фарфоровый сервиз (Ярослав Ежек, 1959 г.)Создание художественных декоративно-прикладных изделий, при помощи которых мы оформляем интерьер и быт методами современной индустрии. К подобным изделиям относится художественное стекло, фаянс, фарфор, ювелирные и прочие металлические изделия, мебель, ковры машинной вязки, одежда, декоративные и плательные ткани.

Художественная промышленность – это часть промышленности, которая создаёт предметы широкого потребления – металлическую, фарфоровую и стеклянную посуду, ткани и т. д. И тем не менее, художественные изделия промышленного выпуска отличаются от других бытовых вещей, которые, возможно, производятся на тех же предприятиях, художественной эффектностью, эстетическим дизайном. Они являются произведениями декоративно-прикладного искусства. Поэтому, личность художника, который вначале создаёт проект изделия, его творческий потенциал имеет для художественной промышленности особо важное значение. Массовый или серийный выпуск изделий происходит при участии автора проекта и под его руководством и организовывается коллективом технологов, инженеров, художников, а также рабочих-исполнителей.

Работа художественной промышленности базируется на машинном производстве, (к примеру, станки-автоматы и механическое оборудование на фабриках по производству ковров, печатные и жаккардовые машины на текстильных комбинатах и пр.). Вместе с тем в ряде предприятий данной отрасли наряду с механизированным производством и автоматизированным выпуском большей части изделий, применяется и ручной труд – ручная роспись фарфорофаянсовых изделий, алмазная огранка и изготовление сложных выдувных форм и т. п. Хотя преимущественно именно широкое использование машинного производства и отличает предприятия художественной промышленности от народных художественных промыслов, где в основном все операции выполняются вручную.

Ваза (Испания, около 1775 г.)Отделение предприятий художественной промышленности от художественных ремёсел и её преобразование в особую производственную отрасль, было связано в прошлом с образованием феодальных городов, с развитием ремесленных корпораций и цехов – ювелирных, ткаческих, оружейных. Развитие в 16 – 17 веке мануфактур повлияло на образование различных видов декоративно-прикладных изделий и изменило сами методы их производства, всё более чётко отграничивая создание проекта от процесса его непосредственного изготовления. 

Наиболее активно в Европе процветало изготовление художественных тканей и изготовление изделий из керамики и стекла. Наиболее важными центрами производства тканей были Брабанта и Фландрия – города Средней и Северной Италии, а стекла и керамики – Фаэнца и Венеция. В 18 веке Европу покорила керамика Дж. Уэджвуда  и фарфор – Севрский и Майсенский.

В 18 – начале 19 века пышно процветало изготовление художественных изделий в России – камнерезных  изделий (Демидовские камнерезные уральские заводы, Петергофская гранильная фабрика), фарфора (петербургский Императорский фарфоровый завод) и пр. С формированием производственных капиталистических взаимоотношений промышленно-индустриальные методы понемногу проникали в самые разные отрасли художественной промышленности.

Промышленному перевороту 18 – начала 19 века сопутствовала значительная демократизация ассортимента разнообразных художественных изделий (одновременно с выпуском дорогих парчовых и шёлковых тканей широко процветало ситцепечатное дело и хлопчатобумажное производство). Однако при этом качество художественных вещей стало на порядок ниже – изделия художественной фабричной промышленности, которые вытеснили из-за дешевизны производства изделия художественных ремёсел, являлись в то время ухудшенной копией предметов, изготовленных вручную и зачастую отличались стилевой эклектичностью.

Во второй половине 19 века некоторые теоретики и художники, такие как англичане У. Моррис и Дж. Рёскин, считая машинное производство враждебным искусству, провозгласили утопическую идею улучшения качества художественных изделий через возврат к ремесленной культуре средневековья.

В конце 19 – начале 20 века нигилистическое отношение к вопросу «машины и искусство» сменили тенденции вовлечения художественных сил в промышленность. Этим отличалась деятельность промышленно-художественных союзов, таких как Веркбунд в Германии и др. Это привело к возникновению ранних форм художественного конструирования или дизайна, который сформировал предпосылки для преодоления противоречия между машинным производством и художественным творчеством.

Тарелка (художественная промышленность)После первой мировой войны 1914 – 1918 годов художественная промышленность подверглась влиянию функционализма (художественные изделия, произведённые в мастерских «Баухауза» и пр.). В советской художественной промышленности 1920-х годов идеи промышленного искусства и конструктивизм сочетались с иллюзорно-утопическими попытками отыскать и подчеркнуть особый «пролетарский» стиль художественных изделий.

К середине 20 века всё более расцветающий прогресс технического производства снова, как и в 1920-х годах привёл к противоречиям между дизайном художественной промышлености и ручного декоративно-прикладного искусства, к внедрению техницизма, к отвержению декоративно-орнаментальных народных культур, внедрению и пропагандированию в художественной промышленности примитизированных рационализированных форм (чётких геометрических очертаний, гладких поверхностей, стеллажной мебели). Фарфор «избавляли» от декора, художественное стекло стало напоминать аптекарскую посуду и пр.

В конце 1960-х г. пластическая красота, декоративная изысканность и идейная осмысленность произведений художественной промышленности начинает звучать с новой силой. Они начинают подражать техникам старинного ремесла через средства современного технического производства, постоянно внедряя наряду с ретро-техниками разнообразные новые техники и приёмы.

Приборы для водки (Б.А. Смирнов, 1949 г.)
Приборы для водки.
Б.А. Смирнов. Хрусталь.
1949 г.

Фарфоровый сервиз (художественная промышленность)
Фарфоровый сервиз.
Художественная промышленность.

Стул (Т. Чиппендейл)
Стул.
Т. Чиппендейл.
Англия. XVIII в.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я